Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
вторник, 22 января 2019 года
   

Выступление "О программе действий на предстоящий срок полномочий"

Период
28 апреля 2012 г.
Уважаемые коллеги, дорогие земляки!
Со многими из вас меня связывает многолетняя совместная работа на государственной службе и в областной думе. И к счастью, сейчас передо мной не стоит задача за короткое выступление «нагнать себе цену» и понравиться громкими популистскими заявлениями. Поэтому позвольте сразу перейти к главному.
Костромская область – наш родной край, любимый всеми нами перспективный регион с уникальной историей, но, к сожалению, с целым рядом объективных и субъективных причин, которые привели к тому, что у нас накопились сложные, серьезные проблемы. Решать которые придется долго, наверно, делать это будет тяжело. Очевидно, что сразу завтра великого благоденствия не настанет, возможно не настанет и послезавтра. Но я абсолютно убежден, что при совместной слаженной работе, при учете интересов населения Костромской области и тех субъектов хозяйственной деятельности, которые сегодня работают на территории региона, у нас с вами все получится.
К проблемам.
Главная проблема области сегодня - это бедность. Бедность всего региона, областного и муниципальных бюджетов, бедность большого количества наших земляков.
Планируемые бюджетные доходы области в 2012 году – более 18,5 млрд. рублей, расходы – 20,2 млрд. рублей. То есть дефицит – 1 млрд. 666 млн. рублей.
При этом у области сформировались огромные долги. По сути, мы проели годовой бюджет в части собственных доходов. И по состоянию на 1 апреля 2012 года наш государственный долг кредитным учреждениям составляет 9 млрд. рублей. И 2 млрд. рублей мы должны поставщикам товаров, услуг, которые выполняли свою работу и не получали своевременную оплату. Проблема острая, проблема затянутая. И по той причине, что уже в этом году область должна погасить долги на сумму 5 миллиардов.
Все эти цифры говорят, что мы переживаем реальный финансовый кризис. Вывести из него область - первейшая задача власти.
Что для этого нужно? Ответ очевиден – сокращать расходы и работать над увеличением доходов.
Сначала о сокращении.
Первое – очевидно, что нам необходимо сократить расходы на содержание госаппарата. Такая работа уже проводилась. Вы знаете, что проходили две операции, в ходе которых аппарат областной администрации был сокращен. Вместе с этим Костромская область до сих пор остается одной из самых многочисленных по количеству чиновников на тысячу человек населения. Без сомнения, нам не надо принимать резких шагов без предварительной работы, которая, на мой взгляд, должна заключатся в том, что мы должны принципиально отказаться от большого количества функций, которые выполняет госаппарат, но они на самом деле не нужны области. По большому счету эти функции сегодня создают еще и дополнительные проблемы для развития региона. Ни для кого не секрет, что огромный перечень разного рода отчетов, докладов, рапортов формируется большим количеством людей. И абсолютно понятно, что при сокращении госаппарата, первая задача, которую мы должны выполнить – это отказаться от большого количества макулатуры, отказаться от несвойственных функций, сократить таким образом нагрузку на аппарат и сам аппарат.

Второе. Мы должны отказаться от расходов, не связанных напрямую с жизнеобеспечением области. В том числе, на масштабные развлекательные мероприятия. За деньги спонсоров – пожалуйста. Бюджет в нынешних условиях тратить на праздники и фестивали считаю недопустимым.
Третье. Надо безотлагательно проанализировать расходы, связанные с финансовым участием области в федеральных программах. Только на этот год у нас запланировано софинансирование федеральных программ на миллиарды рублей. По уже одобренным в первом квартале 2012 года заявкам нам придется вложить уже 600 миллионов рублей, которых реально нет.
Понимаю, что такие программы помогают привлечь средства Федерации в регион. Но надо же взвешивать собственные возможности и быть честными – и перед жителями области, и перед федеральными партнерами! Сейчас у нас средств на софинансирование в таких объемах просто нет. А значит, мы не выполним свои обязательства. И потеряем доверие федерального центра.
Теперь о доходах.
Глубоко убежден, что при всей нашей бедности, возможности для пополнения бюджета у области есть. Во-первых, у нас много свободной земли. Это важный ресурс, который можно и нужно использовать с максимальной выгодой для бюджета и людей. Вокруг только одной Костромы сегодня идет оборот земель на сотни миллионов, если не на миллиарды рублей. Но сегодня рынок земли у нас полулегальный, доходы от которого, в основном, получают некие частные лица, но не государство и жители региона. По сути, мы занимаемся переводом земель из одной категории в другую. Нам же необходимо, кроме того, начать продавать землю по ее реальной стоимости, получать от этого доход и помогать людям.
Грамотный оборот земель – это еще и составляющая для успешного развития бизнеса, привлечения в область инвесторов. Предлагаю перейти от ручного распределения земельных участков через инвестиционные советы к открытым аукционам. В них смогут участвовать все, кто желает развивать бизнес, строить заводы и фабрики, жилье, предприятия коммунальной и бытовой сферы. Это реальное снятие еще одного административного барьера для бизнеса. При этом хочу обратить внимание, что никто не снимает обязательств с региона, муниципальных образований перед социально незащищенными и специальными категориями населения, которые имеют право на получение земель. Но наша задача не просто представить им землю, а найти экономический механизм, который позволит к этой земле подвести коммуникации.
Кроме того, предлагаю снять с приходящих в область инвестпроектов все социальные обременения. Предприятие должно встать на ноги и заработать в полную силу. А строить объекты социальной сферы и заниматься благоустройством будем через государственно-коммерческие партнерства.
Развитие бизнеса и предпринимательства имеет для региона не только экономическое, но и социальное значение. Это рабочие места, социальные выплаты и налоговые поступления. Поэтому нам нужно четко для себя понять, что бизнесмены - первейшие наши союзники.
Считаю, что органы муниципальной и региональной власти должны с уважением относиться к бизнесу и к бизнесменам. Любой государственный и муниципальный служащий должен оказывать максимальную помощь становлению и развитию бизнеса в своем регионе, городе, поселке, если этот бизнес законен, не наносит ущерба государству и людям.
Наша важнейшая задача - обеспечить в регионе абсолютно равные условия для создания и развития любого законного бизнеса. При этом, по мере возможности, мы будем стараться лоббировать интересы собственных товаропроизводителей, интересы предприятий, зарегистрированных на территории Костромской области.
Нам необходимо не на словах, а на деле снять все административные барьеры. Недопустимо, когда заявления предприятий на оформление земельных участков или получение разрешительных документов рассматриваются в течение года и более. Нужны жесткие сроки и жесткие меры влияния на тех чиновников, которые не в состоянии отрабатывать административные регламенты, предусматривающие конкретные сроки разрешительных процедур.
Здесь же речь идет о значительном повышении качества государственного управления. Нам необходимо в сааме короткое время принять ряд пакетов документов, которые будут четко регламентировать работу всех структур администрации Костромской области, особенно тех, кто занимается разрешительной деятельностью. Но и несомненно решить проблему, которая не решается в регионе последние два года – это перевести на межведомственное электронное межуровневое взаимодействие, которое не только позволит сэкономить на огромном количестве бумаг и огромном количестве людей, которые сегодня эти бумаги ротируют, но самое главное отделить заявителя от той организации, которая проводит разрешительную процедуру. А таким образом в самой значительной степени и повлиять на сокращение коррупционных проявлений.
Бизнес растет там, где его не облагают поборами и не давят взятками. Там, где порядок и закон. Поэтому нам нужно усилить противодействие коррупции. Здесь мы будем плотно взаимодействовать с правоохранительными органами, следствием, прокуратурой.
Нам нужна взвешенная налоговая и арендная политика. Мы уже дали поручение пересмотреть арендную плату за лесные участки. Экспертная группа, которая занимается этим вопросом, учтет как интересы области (а это наши доходы), так и интересы лесозаготовителей. Сегодня из-за того, что аренда в нашей области выше, чем у соседей, а также по ряду других причин, снижается конкурентоспособность нашей древесины. Даже НАШИ лесопереработчики предпочитают сегодня покупать сырье в соседних областях, потому что дешевле. Это снижает возможности развития отрасли и тормозит приход в лесопереработку и лесозаготовку новых инвесторов. А между тем, у нас в регионе осваивается только шестая часть расчетной лесосеки.
Но, проводя протекционную политику в отношении бизнеса, который находится на территории региона мы должны исходить не из интересов конкретных предпринимателей, а из интересов людей, государства, региона и общего дела. Поэтому считаю, что снижение арендных ставок и налогового бремени для предприятий должно служить развитию производств, повышению уровня заработной платы работников, а не сиюминутному обогащению собственников предприятий. Наши законы и решения должны стимулировать предпринимателей вкладывать деньги в производство, в развитие своего дела, в повышение оплаты труда.

И – еще об условиях развития экономики в регионе. И существующим, и новым предприятиям требуется инфраструктура.
Прежде всего – дороги. Их состояние вы знаете. Это большая проблема. Но еще более серьезной проблемой является то, что в области разрушен весь дорожно-строительный комплекс. ДЭПы разрушены. Ремонтировать и содержать в исправном состоянии дороги сегодня некому.
Главная причина – все те же долги бюджета. 48% от общей суммы просроченной задолженности, а это 461 миллион рублей - у департамента транспорта и дорожного хозяйства за ремонт дорог. Дорог уже нет, а долги за них все еще имеются.
Поэтому первейшей своей задачей в этом направлении считаю возрождение и укрепление дорожных предприятий. Чтобы в последующие годы постепенно привести дороги в порядок собственными ресурсами и с меньшими затратами для области.
Развитие экономики сегодня тормозит и низкий уровень газификации. Эта программа будет продолжена, и мы постараемся нарастить её темпы.
Еще одна проблема – отсутствие квалифицированных рабочих и инженерных кадров. (Можно привести в пример Варко – им потребовалось 200 квалифицированных сварщиков. Это чуть не остановило инвестпроект.) Инвестор не придет на территорию, если его производство не получит квалифицированных рабочих и управленцев. Нам нужно сформировать для всех учебных заведений государственный заказ на подготовку специалистов под конкретные производства. Учебные программы должны соответствовать потребностям области.
Еще одно направление – взвешенная миграционная политика. Нужно обеспечить приток в область квалифицированных кадров под конкретные производства. Людей, которые приедут к нам семьями, чтобы постоянно здесь жить и работать.
Не в моих правилах делать скоропалительные прогнозы и обещать не подтвержденные расчетами результаты. Поэтому после изучения ситуации вместе с общественностью, деловым и экспертным сообществом, буду готов представить, в том числе на обсуждение депутатов, программы по созданию условий для развития каждой отрасли областной экономики. С экономическим расчетом и, естественно, обоснованием.
Социальные приоритеты
Подъем экономики и пополнение бюджета – не самоцель государственной власти. Наш важнейший и, по большому счету главный, приоритет – это человек. Главным критерием оценки самочувствия региона и эффективности работы власти должен стать уровень жизни людей.
Кроме работы и достойной зарплаты, жителям области нужно качественное образование, доступная социальная поддержка, возможность повышать и развивать культурный уровень. Здесь мы будем работать по уже принятым федеральным программам, выполнять поручения Президента и Правительства. В том числе - в части повышения зарплаты в бюджетной сфере до уровня средней по экономике. Часть задач нам будет необходимо выполнять и самостоятельно.
Главная проблема, которая сегодня перед нами стоит – это проблема здравоохранения. Эта отрасль в регионе сегодня требует принятия безотлагательных мер.
Лечить больных некому не только в глубинке, но и в областном центре. Люди месяцами ждут госпитализации и плановых операций. В поликлиниках очереди из-за дефицита участковых и узких специалистов. Районные больницы держатся на врачах пенсионного возраста.
Уважаемые коллеги, эти проблемы приказами, требованиями ликвидировать очереди нельзя.
Считаю на ближайшее время главным приоритетом в работе – разрешение кадровой проблемы. Контрактные условия направлений на учебу с обязательным возвращением на малую родину должны придти на смену ни к чему не обязывающим целевым направлениям. Выделять жильё молодым специалистам на условиях долгосрочного социального найма, обеспечить конкурентную зарплату. И здесь нами уже принимаются реальные меры: 39 квартир для врачей в Заволжском районе Костромы мы уже нашли. Другими условиями специалистов в область не привлечь.
Еще одна проблема, на которой хотел бы остановится – это система платных услуг и в социальном направлении, и в целом в здравоохранении. Сегодня этот вопрос вызывает большое количество разного рода нареканий. Зачастую не все знают, что должно оплачиваться населением, что идет в форме государственных гарантий. Но это только одна сторона, а есть еще и другая – не менее важная. И заключается он в том, что в Костромской области, несмотря на все наши беды и проблемы, сформировался, пусть и не очень широкий, средний класс. Те люди, которые сегодня не удовлетворены государственными формами здравоохранения. И они готовы вкладывать средства в развитие этой инфраструктуры. И наша обязанность – помочь такому сервису развиться. Их услуги востребованы у населения.
Если среднему классу необходимы частные детские сады – мы должны оказать содействие в их организации.
Еще раз подчеркну, – речь идет о создании именно новых возможностей для среднего класса. Муниципальные и государственные учреждения останутся бесплатными. Но и сфера платных услуг должна развиваться.
Однако, вместе с формированием среднего класса в области остается достаточно большое количество людей, живущих в бедности и нуждающихся в особой поддержке государства. Эту помощь мы, конечно, же будем оказывать. Но сами подходы к ней предлагаю серьезно проанализировать, а возможно и пересмотреть.
В 2011 году в нашей области расходы на финансирование социальной сферы составили 10,3 млрд. рублей из областного бюджета. Это 55,8% от расходов бюджета в целом. Из них почти 23% были направлены именно на реализацию социальной политики. В 2012 году запланированные расходы на социальную сферу составят уже более 13 млрд. рублей. Только в первом квартале 2012 года на социальную защиту граждан по факту направлен 1 млрд. 67 млн. рублей. Это огромная финансовая нагрузка, в том числе для бюджета области.
Вместе с тем анализ показывает, что меры государственной поддержки сегодня в регионе получают даже те, кто в ней совсем не нуждается. Кто и без помощи государства имеет стабильный достаток и достойный уровень жизни. Поэтому очевидно, что назрела необходимость перераспределять социальную помощь в пользу тех, кто действительно находится в отчаянном положении и без поддержки государства не может обойтись. В этом, по-моему, и состоит принцип социальной справедливости.
Система управления в области.
Система управления областью должна меняться.
Регион длительное время находился в режиме «ручного управления». На сегодняшний день уже всем понятно, что оно себя не оправдало.
«Легче держать вожжи, чем бразды правления», - сказал Козьма Прутков. Что ж, будем учиться держать бразды.
Прежде всего, нам нужна сильная профессиональная команда. Нужны те, кто способен обеспечить качественное управление, умеет думать и принимать грамотные решения.
При формировании такой команды будем опираться на собственные кадровые ресурсы области. Убежден, только людям, которые по-настоящему любят костромскую землю, которые родились здесь и живут, под силу поднять её с колен и создать нормальные и максимально комфортные условия для жизни всех граждан.
От ручного управления, управления по команде государственная и муниципальная власть в регионе должна перейти к непосредственному исполнению своих обязанностей. При непосредственном контроле выборных органов власти и, конечно же, населения. Последнее считаю особо важным.
Привлечение широкой общественности, делового сообщества и экспертов к совместной работе с органами власти должно стать основополагающей нормой работы областной администрации. Общественная экспертиза позволит учесть все разумные предложения и пожелания, избежать серьезных ошибок и просчетов, непонимания населения. А главное, это будут наши общие решения, понятные всем людям.
Сегодня нам особенно нужна консолидация. К сожалению, несколько сложных выборных периодов привели к обострению политических противостояний в области, наметились опасные для области тенденции противостояния политических сил. Но задачи, которые стоят перед нами, диктуют необходимость объединения усилий. Поэтому одной из важнейших задач для себя считаю налаживание конструктивного диалога между всеми общественными силами. Со своей стороны гарантирую:
- открытость власти для конструктивного сотрудничества;
- возможность участия всех заинтересованных сил в выработке стратегических программ и направлений работы;
- равноудаленность губернатора от всех политических партий при принятии решений и равноприближенность к каждой из них в совместной работе.
Главное, чтобы в обществе было взаимопонимание и взаимное желание всех общественно-политических сил двигать регион вперед, по пути от депрессивного к развивающемуся. Уверен, общими усилиями, постепенно мы сможем переломить ситуацию. И кроме нас это не сделает никто.
Благодарю за внимание. Готов ответить на вопросы.
Версия для печати