Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
четверг, 20 июня 2019 года
   

Педагогическая конференция

Период
24 августа 2012 г.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
  Проведение августовского педагогического совета, безусловно, является одной из лучших и неотъемлемых традиций российского образования. Накануне нового учебного года в рамках областного педсовета есть возможность «сверить курс», уточнить приоритеты развития, обменяться опытом решения актуальных задач. 
У меня осталось хорошее впечатление от вчерашней встречи  с  педагогами образовательных учреждений, в которых я увидел людей,  заинтересованных в судьбе своей «малой родины», в результатах своего труда. 
Как оказалось,  руководителей образовательных учреждений и педагогов со стажем, прежде всего, волнуют проблемы кадрового обеспечения отрасли. Речь шла о старении педагогических кадров, оттоке молодых учителей, нехватке учителей-предметников. В сложившейся ситуации, безусловно, надо искать эффективные подходы  к работе с молодыми учителями.
Это и наставничество, и психологическая, профессиональная поддержка. И, конечно, создание  приемлемых условий для проживания молодых педагогов.
В текущем году мы включились в реализацию федерального проекта ипотечного кредитования молодых учителей. Кредит будет предоставляться с процентной ставкой не более 8,5%  с возмещением затрат  на первоначальный взнос из средств федерального и областного бюджетов в размере до 20% от суммы взятого кредита.  В качестве первоначального взноса может быть использован материнский капитал.
До конца года 37 молодых педагогов будут  обеспечены жильем по льготной ипотеке.
Во взаимодействии с Костромским государственным университетом предлагаю найти конструктивное решение проблемы обеспечения школ учителями иностранных языков, физики,  математики, начальных классов. Стоит подумать о возрождении традиций организации в школах «педагогических классов», чтобы иметь возможность растить для себя кадры в своей же школе.
Ресурсное обеспечение образования
Как руководитель региона, я понимаю, что здесь накопился комплекс проблем, обусловленных многолетним дефицитом.
Но, благодаря мерам по модернизации системы общего образования в 2011 и 2012 годах, принятым на уровне Правительства Российской Федерации, перемены к лучшему очевидны.
Для школ области приобретается новое оборудование и автобусы,  впервые за 20 лет в школьные библиотеки поступило свыше 150 тысяч учебников, соответствующих новым федеральным государственным стандартам.
Обновляются образовательные технологии, приводятся в нормативное состояние здания образовательных учреждений.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» учреждения,  работники образования получают государственную поддержку в разных формах. Это выплаты лучшим учителям, классным руководителям, талантливой молодёжи; обучение педагогов на стажировочных площадках; поддержка одаренных детей; дистанционное обучение детей-инвалидов, гранты на развитие образовательных учреждений.     В результате -  реально улучшаются качество образования и условия обучения.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  необходимо обеспечить весь комплекс современных условий обучения, в том числе и все виды благоустройства. По этому показателю нам предстоит еще многое сделать, поскольку по данным отраслевой статистики, в 2011 году только 67 % или 221 школа области имела все виды благоустройства. Плановый показатель к 2016 году определен в 95%  от общего количества учреждений.
В этой связи прошу руководителей образовательных учреждений максимально эффективно расходовать средства, выделяемые в рамках модернизации образования, обеспечить приведение в нормативное состояние зданий и инфраструктуры учреждений с учетом прекращения федерального софинансирования проекта с 2014 года.
Под личный контроль руководителей прошу взять использование в образовательном процессе полученного учебного и производственного оборудования. Администрацией области в этом году выделено свыше трех миллионов рублей на обучение педагогов использованию новой техники.
Особо подчеркну необходимость решения проблем, связанных с предоставлением учреждениями образования услуг в электронном виде, в том числе ведение электронных дневников. Актуально создание системы дистанционного образования школьников. К  технологическому решению этой задачи готов «Ростелеком».
В текущем году все учреждения образования региона перешли в новый правовой статус: бюджетных, казенных и автономных учреждений. Пока мы в начале пути, на непростом этапе освоения новых механизмов хозяйствования. Убежден, что в конечном итоге учреждения смогут более эффективно распоряжаться имеющимися денежными средствами, обеспечат прозрачность расходования финансовых средств для родителей и общественности.
Обращаю внимание на необходимость систематического повышения профессиональной компетенции руководителей учреждений, бухгалтерских и экономических служб для работы в условиях нового правового статуса учреждений.
Качество предоставления образовательных услуг
Сейчас образование финансируется по принципу «деньги следуют за учеником».  При этом выбор школы остается за родителями и учениками. Педагогические коллективы должны создать такие условия, чтобы их школа была предпочитаемой.
Хочу привести в пример опыт Сидоровской средней школы Красносельского района, в которой  учатся дети из разных населенных пунктов, в том числе из Волгореченска. Для учеников открыта «социальная гостиная», чтобы дети в ожидании автобуса могли отдохнуть и просто попить чаю.
Позиция администрации области состоит в сохранении малокомплектных школ там, где они действительно необходимы и есть инициатива и желание родителей сохранить школы. Отмечу, что финансируются они по фактическим расходам. При этом содержание ученика в малокомплектной школе обходится бюджету  в пять раз дороже, чем содержание по нормативу в обычной сельской школе.
Подчеркну, что в новом учебном году малокомплектные школы составят пятую часть всех школ области. Обучаться в них будут только  полтора процента школьников. Мы с вами должны понимать, что в сложившейся ситуации малокомплектные школы должны работать с максимальной отдачей, обеспечивать качество подготовки своих учеников. Пока, практика показывает, что по результатам государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов в минувшем учебном году по основным предметам - русскому языку и математике - средний балл достижений ученика малокомплектной школы существенно ниже,  чем средний балл по области.
Отмечу, что впервые за последние годы в области проявилось  заметное снижение результатов обучения выпускников 11 классов в сравнении с региональными  и российскими показателями ЕГЭ по математике, физике, химии, биологии. Выше российских показателей достигнуты результаты ЕГЭ по русскому языку, информатике, истории, обществознанию, литературе, географии, немецкому языку.
Для собравшихся в этом зале профессионалов очевидны проблемы с качеством образования по предметам естественно-математического цикла.
В этой связи прошу руководителей образовательных учреждений совместно с родителями проанализировать результаты ЕГЭ и внести необходимые коррективы в образовательную практику. Тем более что оценка деятельности региона, в соответствии с Указом Президента, будет определяться, в том числе, и на основе результатов единого государственного экзамена. При этом, обращаю внимание, нам необходимо повысить уровень знаний учеников, а не «натаскивать» их на правильное заполнение тестов.
В ходе состоявшейся встречи с педагогами  острую дискуссию вызвал вопрос о современных подходах к воспитанию школьников.  Особо хочу пожелать педагогическим коллективам  прислушиваться и слышать мнения родителей и учеников, учиться находить компромиссы, достигать согласия. Мы должны научиться быть толерантными.
Дошкольное образование
Сегодня стратегия государственной политики в области образования и науки  определяется на уровне Президента Российской Федерации.  Один из приоритетных вопросов – доступность дошкольного и дополнительного образования.
Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача к 2016 году ликвидировать очередь на зачисление детей в возрасте от трех  до семи лет в дошкольные образовательные учреждения. Костромская область эту задачу выполнила. На 1 сентября 2012 года все дети этого возраста  устроены в детские сады.
Вместе с тем, в течение года дети будут подрастать,  и на 1 сентября 2013 года вновь возникнет очередь порядка 2 тысяч детей. В этой связи наша задача - последовательно ликвидировать очередность, предоставляя места детям в возрасте, как минимум, с двух с половиной  лет.
Администрацией области разработан комплекс мер по развитию сети учреждений дошкольного образования. К концу года будет создано около тысячи мест для дошкольников,  но и этого недостаточно. Полагаю возможным привлечь к решению проблемы доступности дошкольного образования представителей бизнеса.
Совместно с органами местного самоуправления  мы готовы  предоставить земельные участки для строительства,  а  также здания, подлежащие реконструкции, для размещения негосударственных детских садов.  Администрация города Костромы приняла решение о выделении дополнительных субсидий для финансирования частных детских садов  по нормативам содержания ребенка в муниципальном детском саду.
Кроме того, область готова взять на себя субсидирование банковских процентов по кредиту при строительстве и реконструкции зданий частных детских садов.
Дополнительное образование
На уровне Правительства России рассматривается вопрос о перераспределении полномочий  в сфере дополнительного образования детей с уровня местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации.  При этом  предполагается  выделение субсидий из федерального бюджета регионам на их  реализацию. Администрация области поддерживает такой вариант решения. Со своей стороны на перспективу до 2020 года область увеличит количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам,  до 70-75%. В настоящее время этот показатель составляет только 63%.    С учетом привлечения средств федерального бюджета мы должны решить поставленную задачу.
Заработная плата работников образования
Администрация области взяла на себя расходные обязательства по повышению заработной платы учителей и  воспитателей детских садов. Нам удалось увеличить зарплату педагогов школ, но          по-прежнему низким остается уровень заработной платы работников детских садов и учреждений дополнительного образования.
В этой связи с 1 октября 2012 года планируется повышение заработной платы работникам всех образовательных учреждений на 6 процентов. Дальше этот вопрос будем решать поэтапно.
Профессиональное образование
В системе профессионального образования необходимо решать проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров для экономики области. К сожалению, неэффективно решается задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда.
Руководители учреждений профессионального образования видят возможность решения этой проблемы через возобновление деятельности отраслевых рабочих групп при профильных департаментах. Положительный опыт такой работы у нас был. Сегодня только  отраслевики могут реально влиять на формирование ежегодного заказа работодателей на подготовку кадров.
Необходимо  шире использовать возможности системы профессионального образования в организации профессиональной ориентации школьников.
Полученные в школе навыки профессиональной подготовки пригодятся выпускникам после ее окончания. Понимая значимость задачи подготовки кадров для отраслей экономики, мы поддерживаем и сохраняем сеть учреждений начального и среднего профессионального образования. Но  при этом качество подготовки кадров должно соответствовать требованиям современного производства. Новым направлением деятельности в этом учебном году станет создание центров оценки качества профессионального образования.
Такая задача поставлена Президентом Российской Федерации и нам необходимо ее решить совместно с работодателями до мая 2013 года.
Сегодня, в условиях реформирования, кардинальных изменений федерального законодательства, система образования региона переживает непростые времена. Расходы на образование рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал и учитываются при оценке качества инвестиционного климата региона. Отмечу, что с  точки зрения бюджетной политики, в социальной сфере нельзя идти только по пути механического наращивания бюджетных расходов.
Неэффективным является одинаковое финансирование учреждений,  предоставляющих качественные и некачественные услуги. Несправедливо, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников.
В ближайшей перспективе нам предстоит обеспечить переход к "эффективному контракту" в учреждениях образования, который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
  Положительные результаты работы отрасли зависят от единства и слаженности действий  вас, уважаемые коллеги, а также от командного стиля работы.
  Разрешите пожелать вам, уважаемые участники конференции, достижения успехов в профессии, в которую вы вкладываете не только ум, но и душу.
Удачи вам, здоровья, благодарности ваших учеников и их родителей!       
Версия для печати