Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
вторник, 22 января 2019 года
   

Тезисы губернатора на пленарном заседании Межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития»

Период
17 ноября 2015 г.

Уважаемые коллеги!

Убежден, что присутствующие в зале представители учреждений профессионального образования, бизнеса, органов власти понимают, насколько актуальны проблемы, которые будут обсуждаться сегодня.
Профессиональное образование должно работать на экономику региона.
Администрация области прилагает максимум усилий для ее развития.
В регионе создаются новые промышленные производства в разных отраслях: деревообработке, машиностроении, металлургии, агропромышленном комплексе. Безусловно, и действующим предприятиям мы помогаем развиваться, двигаться вперед.
Именно обеспечение квалифицированными кадрами является важным условием успешного функционирования любого предприятия, динамичного социально-экономического развития области.
В последние десятилетия система профессионального образования Костромской области столкнулась с рядом проблем.

Это не только отток выпускников за пределы региона, но и  ориентированность школьников, преимущественно, на получение экономических и гуманитарных специальностей высшего образования. А экономика региона, напротив, требует квалифицированных рабочих и инженеров.
Необходимо кардинально менять подходы к профессиональной ориентации школьников. Эта работа должна быть основана на тесном взаимодействии учителей школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей. Ведущую роль в организации профориентационной работы должны играть муниципалитеты.

Наряду с традиционными формами и методами необходимо внедрять новые, более интересные для детей.
В том числе, это развитие трудового обучения, системы дополнительного образования детей, особенно технического творчества, профильных классов – педагогических, медицинских.
Одним из новых направлений профориентационной работы является национальное движение WorldSkills Russia. Оно способствует решению двух важных задач – повышению качества профессионального образования, а также повышению престижа рабочих и инженерных профессий.
Сегодняшний первый региональный Чемпионат – яркий тому пример.
Задачу подготовки квалифицированных кадров можно качественно решить, только объединяя и концентрируя все имеющиеся ресурсы.
Требуется четкий и понятный заказ образовательным учреждениям со стороны предприятий, какие кадры, в каком количестве и когда нужны – оперативно и на перспективу.
Надо включаться в работу по профориентации совместно с учебными заведениями. Современных школьников интересует, где они будут работать после окончания учебного заведения, какие будут условия труда, какая зарплата и так далее.
Демонстрация современного производства, неформальный диалог - один из способов вызвать интерес к профессии. Необходимо включаться и в развитие системы дополнительного образования, которое является одним из инструментов профориентационной работы.
Нужна системная работа с техникумами, ВУЗами для подготовки кадров под свое производство. Для этого работодатели должны активно участвовать в образовательном процессе, подбирать кадры для себя не «на выходе», а в процессе обучения студента.
В настоящее время есть все условия для заключения целевых договоров, привлечения и закрепления кадров.
Однако муниципалитеты и работодатели эту возможность используют не в полной мере.
Положительные примеры сотрудничества, безусловно, есть. Отмечу взаимодействие Костромского энергетического техникума и Филиала «МРСК – Центра» «Костромаэнерго»,  Костромского строительного техникума с ООО «Костромагорстрой», Костромского автодорожного колледжа с предприятиями дорожной отрасли, Чухломского лесопромышленного техникума и ООО «Дом-Строй».
Предприятия, которые работают с учебными заведениями от профориентации до трудоустройства молодых специалистов, оперативно решают кадровые проблемы и удовлетворены  подготовкой кадров.
В области созданы необходимые условия и схемы для развития бизнеса, обеспечения его кадрами.
Задача работодателей – «встроиться» в эти схемы, конструктивно работать с образовательными учреждениями и отраслевыми департаментами по формированию своей кадровой политики.
Также считаю, что проходящие сейчас процессы интеграция в системе образования Костромской области позволят повысить доступность качественных образовательных услуг, обеспечат единство образовательного пространства и включение в него работодателей.
Говоря об интеграции, отмечу, что во главе этих процессов должны стоять ВУЗы.
Их кадровый и научный потенциал, материально–техническая база должны в полной мере использоваться как для реализации программ дополнительного образования,  так и для подготовки будущих профессионалов.
Сегодня в этом зале присутствуют не только представители Костромской области, но и коллеги  из других регионов и даже зарубежных стран. Это означает, что обсуждаемые проблемы общие и одинаково волнуют всех нас. 
Уверен, что в рамках конференции состоится конструктивный диалог и обмен наиболее интересным региональным опытом.
Я желаю всем участникам конференции успехов и плодотворной работы!

Версия для печати