Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
четверг, 20 июня 2019 года
   

Тезисы губернатора Костромской области на заседание Совета по развитию местного самоуправления

Период
17 декабря 2015 г.

Уважаемые коллеги!
Президент России Владимир Владимирович Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации обозначил основные направления развития страны на ближайшую перспективу. Были поставлены конкретные задачи, решать которые предстоит всем нам сообща. В прошлом году экономика нашей страны столкнулась с серьезными вызовами. США, Евросоюз и ряд других западных стран ввели против России санкции и ограничения на внешних финансовых рынках.
Текущий год характеризуется стагнацией экономики, как в Костромской области, так и Российской Федерации в целом.
Для снижения влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры в области реализуется План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Аналогичные планы приняты во всех муниципальных образованиях.
Сегодня мы можем констатировать, что экономика региона адаптируется к новым условиям. С октября остановилось падение промышленного производства. Положительная динамика отмечена в целлюлозно-бумажном производстве (рост на 8%), химическом производстве (рост на 6,4%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (рост на 4%), производстве транспортных средств и оборудования (рост на 1,5%).

Объем инвестиций в экономику Костромской области в январе-сентябре 2015 года составил более 14 миллиардов рублей. По итогам года ожидаем общую сумму инвестиций за счет всех источников порядка 26 миллиардов.
Администрацией региона предприняты все усилия, чтобы инвесторы не отказались от реализации начатых проектов. В августе введена в эксплуатацию вторая очередь завода по производству труб среднего диаметра ОАО «Газпромтрубинвест», в сентябре – завод по производству буровых установок ООО «НОВ Кострома».
Впервые за три года отмечен не большой, но все-таки, рост производства продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях - на 1%, за счет увеличения валового надоя молока и производства яиц.
Уровень инфляции в регионе также удалось стабилизировать. В ноябре инфляция составила 12% к декабрю 2014 года, что соответствует среднероссийскому показателю и ниже, чем в регионах ЦФО (12,8%).
В Костромской области сохраняется стабильная ситуация на рынке труда. Безработица удержана на минимальном уровне - 0,7%.
Это указывает на наличие позитивных тенденций в отдельных секторах экономики, но для ее полного перехода к восстановительному росту предстоит еще многое сделать.


Ключевым направлением развития в 2016 году останется повышение инвестиционной привлекательности региона и каждого отдельного муниципального образования. Только открывая новые и модернизируя действующие производства, область может рассчитывать на увеличение доходной базы бюджета.
Основной задачей финансовой политики на ближайший год остается сохранение сбалансированности бюджетов при безусловном выполнении первоочередных расходных обязательств.
В 2016 году будут сохранены действующие нормативы отчислений налоговых доходов, передаваемые регионом в местные бюджеты. Дополнительные доходы местных бюджетов составят 374 миллиона рублей.
С 1 января 2016 года увеличивается норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных районов и городских округов с 40 до 55%.
Для повышения эффективности действующей системы межбюджетных отношений с 2016 года уточняются подходы к формированию областного фонда финансовой поддержки поселений. Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет производиться отдельно для городских и сельских поселений. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в 2016 году предусмотрен с ростом на 5,7% к уровню текущего года.
В следующем году мы также сохраним меры поддержки на развитие районов северо-востока области. Оказываемая в рамках программы поддержка местным сельхозтоваропроизводителям уже дала результаты.

С привлечением средств грантов из областного бюджета в общей сумме 30 миллионов рублей построены и ведется строительство ферм для крупного рогатого скота (СПК «Заря» и ООО «Латышово» в Вохомском районе, ООО «Луптюг» в Октябрьском районе), приобретается сельскохозяйственная техника, оборудование, ведется модернизация перерабатывающих производств (ООО «Вохомский сырзавод», ООО «Боговар», ООО «Агропродукт»). Благодаря этому формируется задел для наращивания объемов животноводческой продукции и обеспечения продовольственной безопасности, как северо-восточных районов, так и региона в целом.
При этом мы отмечаем, что во всех шести районах северо-востока низка востребованность субсидий на развитие крестьянских хозяйств и семейных животноводческих ферм. За три года мероприятия Программы по данному направлению выполнены только на 11%. Это связано с недостатком или отсутствием активной части населения, способной взять на себя ответственность за ведение хозяйственной деятельности в сфере АПК.
Главам муниципальных районов необходимо активизировать индивидуальную работу с населением и хозяйствующими субъектами по информированию и разъяснению условий и порядка получения субсидий для развития данных форм хозяйствования на территории районов.

Отдельная тема, на которую обратил внимание Президент России Владимир Владимирович Путин - это вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемой пашни.
В настоящее время на территории области имеется порядка 390 тысяч гектаров неоформленных земельных долей. Это 67% сельхозугодий, находящихся в собственности граждан. Причем, они не используются уже более 5 лет.
В муниципальных образованиях мы уже начали работу по передаче земельных долей граждан в собственность сельских поселений в судебном порядке. По состоянию на 1 декабря текущего года переведено в собственность сельских поселений более 77 тысяч гектаров. Но эту работу необходимо активизировать. Только так мы сможем вовлечь неиспользуемые земельные участки в сельскохозяйственный оборот. И здесь необходим ответственный подход именно глав муниципальных образований.

В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин заявил: «Только изменив структуру экономики, мы сможем решить масштабные задачи в сфере социального развития, создать современные рабочие места, повысить качество и уровень жизни наших людей».
Учитывая, что 70% территории региона занимают земли лесного фонда, экономика области должна продолжить курс на создание производств по глубокой переработке древесины.

Помимо крупных предприятий, флагманов лесопромышленного комплекса, таких как ООО «Кроностар», НАО «СВЕЗА Мантурово», НАО «СВЕЗА Кострома», стабильно работают  деревоперерабатывающие предприятия – Кадыйский фанерный завод, ООО «Лесопромышленный комплекс», а также целый ряд небольших предприятий - ООО «Кедр», ООО «Лесстройпроект», ООО «Лесное», ИП Дворецкий и другие.
Развитие таких производств – это один из резервов реализации потенциала и эффективного использования природных ресурсов в целях обеспечения экономического подъема.
В сложившихся экономических условиях первостепенной задачей становится создание системы, включающей не только региональный, но и муниципальный уровень. Важное звено такой системы – постоянное взаимодействие региональных и муниципальных органов власти. Синхронная реализация принятых решений в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Как показывает практика, муниципальные образования реализуют направления поддержки бизнеса по-разному. Преимущественно усилия направлены на популяризацию предпринимательской деятельности и организацию конкурсов по финансовой поддержке.
Считаю важным сосредоточить работу на перспективных сферах развития, которые не только обеспечат самозанятость, но и создадут рабочие места, дадут бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов.

Особое значение Президент России Владимир Владимирович Путин придает реализации государственной социальной политики и выполнению взятых перед населением обязательств.
За последние годы сделан серьёзный шаг в развитии здравоохранения Костромской области.
 Мы значительно обновили оборудование в медицинских учреждениях. Открыли региональный и два первичных сосудистых центра в Костроме и Галиче; специализированные травматологические центры в Костроме и Волгореченске. Создали методом государственно-частного партнерства нефрологические отделения в Костроме, Галиче и Шарье. Открыли 4 офиса врачей общей практики.
С 2014 года в медицинских организациях Костромской области оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. На сегодня более 1 600 пациентов получили высокотехнологичную медицинскую помощь, не выезжая за пределы области.
Мероприятия по привлечению кадров в здравоохранение за последние три года по вложению финансовых средств являются беспрецедентными.
Это и выплата 1 миллиона рублей врачам в сельской местности, единовременные пособия при трудоустройстве, компенсация за наем жилого помещения, выплаты в счет погашения ипотечного кредита, областные стипендии студентам 5-6 курсов медицинских вузов и врачам-интернам, обеспечение квартирами.
За последние несколько лет областной и муниципальными администрациями выделено порядка ста пятидесяти квартир врачам-специалистам.
Все это позволило привлечь в Костромскую область более 150 врачей-специалистов в возрасте до 30 лет. Последние два года мы имеем положительное кадровое сальдо.
Задачи по развитию профилактической медицины и формированию здорового образа жизни, проведение диспансеризации населения, увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи будут основными и в 2016 году.
 Для их решения требуется конструктивное взаимодействие всех уровней власти, в том числе и администраций муниципальных образований.

Серьёзные изменения произошли и в системе образования региона.
Одна из важнейших составляющих государственной демографической политики - развитие дошкольного образования. За последние три года мы  дополнительно открыли почти 2 800 мест в детских садах. Таким образом, все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях.
Основной социальный приоритет в работе муниципальных образований на ближайшую перспективу – увеличить число детей, охваченных дошкольным образованием, в возрасте от 1,5 лет до 3 лет.

Второй год мы с вами реализуем проект по ремонту и оснащению спортивных залов сельских школ. Обращаю ваше внимание, что эту базу необходимо использовать для введения физкультурно-спортивного комплекса ГТО, а также вовлекать жителей населенных пунктов в занятия спортом.
В 2016 году Костромская область планирует принять участие в федеральном проекте по строительству новых школ. Мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту муниципальных школ позволят постепенно перейти на обучение детей в одну смену и создать современные условия обучения.
Для качественного образования недостаточно только комфортных условий. Нужна мотивированная работа учителя. Важно начинать готовить педагога со школьной скамьи.
  Поэтому необходимо активизировать работу по открытию в школах педагогических классов. Считаю, что такой класс должен быть в каждой муниципальной базовой школе.
Образование должно работать на экономику региона, на развитие его потенциала.
Крайне важной задачей становится формирование у ребят потребности после получения образования вернуться на костромскую землю. На это направлены региональные концепции гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, краеведческого образования.
В связи с этим должна быть активизирована работа по ранней профориентации и основам профессиональной подготовки школьников.
Каждый ученик, независимо от того, в сельской или городской школе он учится, должен иметь возможность получить доступное и качественное образование, освоить рабочую профессию. Надо организовать индивидуальную работу с выпускниками, которые будут осознанно учиться в системе профессионального образования, вернутся и трудоустроятся в муниципалитете по полученной профессии.
Поэтому органам местного самоуправления совместно с отраслевыми департаментами необходимо обеспечить работу по заключению договоров целевого приема. А закрепление их в учреждениях и на предприятиях – это зона ответственности муниципальных образований.
Важную роль в профориентации школьников играет система дополнительного образования.
Отмечу, что занятия детей в кружках и объединениях по наиболее востребованным направлениям должны в итоге ориентировать их на выбор конкретных профессий. С этой целью необходима интеграция кадровых и материальных ресурсов муниципальных школ, учреждений профессионального образования, ВУЗов.
Считаю, что в каждом муниципальном образовании должен быть проведен анализ сложившейся ситуации в системе образования.
На основе Стратегии интеграции образовательных организаций Костромской области должны быть разработаны свои, адаптированные к местным условиям, муниципальные модели интеграции системы образования.

Социальная политика в Костромской области направлена на поддержку социально незащищенных слоев населения. Законодательство области достаточно широко регулирует сферу охраны семьи, материнства и детства.
В регионе все предыдущие годы создавалась нормативная база, включающая различные формы социальной поддержки семьи и детей, а также граждан старшего поколения и инвалидов.
В результате проводимой политики в области сохраняется один из высоких уровней рождаемости в ЦФО. За последние 3 года количество многодетных семей увеличилось в 1,3 раза. 89 % детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях. По этому показателю регион занимает 3 место в Центральном Федеральном округе.
Можно уже сказать, что публичные обязательства региона по мерам социальной поддержки населения в 2015 году выполнены. Объем предоставленных мер не сократился, а по ряду направлений даже увеличился. Вместе с тем, отмечаю, что нами проводится объективная оптимизация и реализация принципа адресности и нуждаемости в части предоставления социальных выплат и пособий. Это позволит поддержать тех граждан, кто действительно нуждается в помощи государства.

Остается проблемным вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для сохранности жилого фонда в муниципальных образованиях полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам с текущего года переданы органам местного самоуправления городских округов, а с 2016 года и муниципальных районов.
Необходимо обеспечить сохранность находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, право пользования которыми, сохранено за детьми-сиротами.
В 2016 году администрацией области планируется предоставление муниципальным образованиям дополнительных финансовых средств на условиях софинансирования на проведение ремонтов жилых помещений для детей-сирот.

Уважаемые коллеги!
Сегодня особую актуальность приобретает проблема преодоления коррупции и пресечения всех форм ее проявления.
Президент России выделил несколько основных направлений борьбы с коррупцией.
Первое. Контроль не только над доходами и имуществом, но и над расходами и крупными приобретениями государственных и муниципальных служащих и их ближайших родственников.

Помимо этого необходимо на всех уровнях власти исключить воздействие коррупциогенных факторов на подбор и расстановку кадров, конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.
Наша совместная работа с правоохранительными органами, органами прокуратуры в борьбе с коррупцией дает свои результаты. Одним из самых громких коррупционных дел этого года стал обвинительный приговор бывшему начальнику управления городского пассажирского транспорта Администрации города Костромы за получение взятки в крупном размере.
Прокуратура Костромской области выявила грубые нарушения законодательства о муниципальной службе в деятельности администрации Парфеньевского района. Как следствие – утрата доверия и отставка главы муниципального образования.
Прокурором Кадыйского района взят на особый контроль ход расследования по уголовным делам, возбужденным в отношении главы поселка Кадый. В настоящее время он отстранен от должности.
Все эти факты должны стать для каждого руководителя красным флажком. Наглядным примером последствий злоупотребления своим должностным положением.
Кроме того, актуальным сегодня становится вопрос собственно антикоррупционного поведения. Ваши действия и решения не только не могут быть мотивированными третьими лицами, но, даже не должны выглядеть таковыми. От этого зависит восприятие и оценка населением работы органов государственной власти и местного самоуправления.
Скромность в поведении государственного и муниципального служащего – необходимая норма, особенно в сегодняшних условиях.
Второе. Уровень вознаграждения руководителей муниципальных образований и организаций, которые финансируются за счет бюджета, должен быть привязан к качеству работы и к средней заработной плате основного персонала.
Третье. Госзакупки. Внимание к этой сфере деятельности органов власти будет постоянно расти. В первую очередь со стороны общественности. И это правильно. Недостаточно только проводить проверки эффективности и целесообразности бюджетных закупок для муниципальных и государственных нужд, необходимо внедрять в практику централизованные закупки.
Четвертое. Одно из главных условий эффективной борьбы с коррупцией –  активное гражданское участие, общественный контроль, антикоррупционное просвещение.
В этом немаловажную роль играет взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации.
В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин говорил о роли  некоммерческих организаций в реализации социальных программ и оказании им финансовой поддержки.
В 2016 году должна заработать программа президентских грантов для поддержки некоммерческих организаций, работающих в небольших городах и селах, чтобы они могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджета.
В Костромской области принята и уже три года активно реализуется государственная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Помимо ежегодного финансирования из областного бюджета,  мы привлекли 45 миллионов рублей федеральных средств.
Однако, пока большая часть НКО сосредоточена в крупных городах, таких как: Кострома, Шарья, Нерехта, Буй. На территории остальных муниципальных образований некоммерческий сектор в основном  представлен ветеранскими организациями или организациями инвалидов. Кроме того, даже не все они являются юридическими лицами. Поэтому сегодня наша задача - побудить инициативные группы граждан, людей с активной жизненной позицией создавать некоммерческие организации в районах области. Главы должны уделять этому вопросу самое пристальное внимание.

Коллеги!
Еще раз повторю, сегодня наша страна оказалась в особых условиях. В этом зале находятся серьезные ответственные люди, поэтому говорю с вами откровенно и прямо. Руководство страны приняло ответственное решение, отреагировало на обращение законных властей Сирии. Наши вооруженные силы принимают участие в прямых боевых действиях против террористических группировок так называемого «Исламского государства».
Если бы мы эти меры не приняли, воевать с террористами пришлось бы внутри страны.

Костромская область, конечно, находится в глубоком тылу. И, на первый взгляд, можно не обращать внимание на то, что происходит далеко за границей. Но это абсолютно не допустимо.
В том числе и в нашем регионе шла вербовка боевиков, решались серьезные вопросы контртеррористической защищенности. Сегодняшняя ситуация требует от нас единства и сплоченности. Противники это хорошо понимают, именно поэтому работают на разобщение граждан, как по социальному, политическому, так и национальному факторам.
В этой ситуации власть должна быть не просто ближе, а вместе с жителями. С людьми надо встречаться, объяснять, объединять.

Задач перед нами стоит много. От ответственной позиции каждого руководителя, его качественной и эффективной работы зависит благополучие наших земляков и развитие Костромского края.
Желаю всем успехов и, пользуясь случаем, поздравляю с наступающим Новым годом!
Спасибо.

 

Версия для печати