Губернатор Костромской области
   

Инвестиционное послание губернатора Костромской области С.К. Ситникова на 2016 год

Период
25 марта 2016 г.

Уважаемые коллеги!

Традиционно, в начале года, представляю основные направления инвестиционного развития Костромской области на очередной плановый период.
Для более полного понимания ситуации, начну с предварительных итогов 2015 года.
Инвестиции в экономику региона за минувший год в абсолютных цифрах превысили 26 миллиардов рублей. По индексу физического объема инвестиций Костромская область занимает 13 место в ЦФО и 59 место в Российской Федерации. 
Тенденция снижения инвестиционной активности отмечена практически во всех субъектах Российской Федерации. 
Сложная экономическая ситуация, высокая стоимость заемных средств, экономические и политические санкции, отток иностранного капитала - все это негативно сказалось на привлечении инвестиций. Крупные корпорации на фоне снижения прибыли свернули ряд инвестиционных программ, «затянул пояса» малый и средний бизнес. 

Вместе с тем, в 2015 году в регионе были реализованы намеченные планы по запуску новых производств, это:

  • комплекс по выпуску труб среднего диаметра на ОАО «Газпромтрубинвест»;
  • завод по производству буровых установок ООО «НОВ Кострома»;
  • автоматизированный мусоросортировочный комплекс твердых коммунальных отходов производительностью 100 тысяч тонн в год;
  • промышленная площадка АО «ТОП Энерго» по производству инновационных комплектных распределительных устройств.

В активную фазу реализации вошли инвестиционные проекты по созданию механосборочного производства деталей для гражданской авиации на ЗАО «Электромеханический завод «Пегас» и расширению производства изделий цилиндро-поршневой группы для двигателей внутреннего сгорания на АО «Костромской завод автокомпонентов». 
Мы можем констатировать, что не один крупный проект на территории области не был приостановлен.
В 2015 году администрация региона совместно с территориальными федеральными органами исполнительной власти, местного самоуправления продолжила работу по сокращению административных процедур. Мы приняли распоряжение, где до 2017 года четко определены динамика и сроки каждой итерации. 
Свою эффективность показал региональный закон, устанавливающий случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство линейных объектов инфраструктуры.
Сроки строительства данных объектов сократились на 60 дней, а ввод в эксплуатацию – еще на 30 дней. Это значительный показатель, порой очень важный для старта инвестиционного проекта.

* * *

В 2015 году портфель приоритетных инвестиционных проектов пополнился четырьмя крупными проектами общим объемом инвестиций свыше 8 миллиардов рублей. 
За 9 месяцев прошлого года мы предоставили налоговых льгот на общую сумму порядка 70 миллионов рублей. При этом по факту на 1 рубль льгот приходится 8 рублей налогов в бюджетную систему и 83 рубля инвестиций в экономику региона.
Кроме финансовых мер поддержки пакет преференций планируется пополнить новым инструментом.
В Земельный Кодекс внесены поправки, разрешающие субъектам Российской Федерации предоставлять в аренду земельные участки под реализацию крупных инвестиционных проектов без проведения торгов. Адресное предоставление участков позволит оптимизировать затраты и более эффективно реализовывать проекты. 
Органам исполнительной власти Костромской области поручаю в максимально короткие сроки разработать и согласовать критерии таких проектов и внести в Костромскую областную Думу соответствующий законопроект. 

* * *

В 2015 году нам удалось решить ряд важнейших инфраструктурных вопросов, которые определяют и будут определять инвестиционную привлекательность региона. По поручению Президента Владимира Владимировича Путина Правительством Российской Федерации принято стратегическое для Костромской области решение.  С 1 января 2017 года автомобильная дорога Кострома – Киров – Пермь передана в федеральную собственность. 
В рамках программы газификации завершено строительство межпоселкового газопровода поселок Сусанино – село Северное Сусанинского района, протяженностью 20,6 километра. Это позволило обеспечить техническую возможность газификации фармацевтического производства ЗАО «Ортат», а также потребителей села Северное.
Начато строительство межпоселкового газопровода от газораспределительной станции «Рудино» до границ инвестиционной площадки с целью дальнейшей газификации тепличного комплекса в муниципальном районе город Нерехта и Нерехтский район. 
За счет средств от применения специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа построено 28 километров распределительных газопроводов в населенных пунктах Костромской области.
Кроме того, достигнута договоренность с ПАО «Газпром» о включении объекта газопровод–отвод «Галич – Мантурово – Шарья» в инвестиционную программу компании на 2016 год.
Ведутся переговоры с крупными российскими нефтегазовыми компаниями об инвестировании в газификацию Костромской области порядка 250 миллионов рублей.
Считаю, что реализация намеченных планов позволит улучшить инфраструктурную обеспеченность региона и будет являться одним из ключевых элементов для привлечения инвестиций. 

* * * 

В 2015 году проведена большая работа по созданию промышленных округов на территорию Костромской области. 
Официальный статус придан многофункциональному парку «Индустриальный» в городе Костроме. В плане инфраструктурной обеспеченности здесь, по большому счету, все уже есть. Сейчас необходимо грамотно организовать региональный маркетинг с целью привлечения на территорию парка новых резидентов. 
В истекшем году дан официальный старт парковому проекту в Волгореченске. Подписано соглашение с Федеральным центром проектного финансирования, который выступает в качестве финансового партнера проекта и гаранта привлечения частных инвесторов для строительства инфраструктуры. Общая потребность в инвестициях оценивается в 4 миллиарда рублей.
В 2016 году проект должен получить полное технико-экономическое обоснование и юридическую модель. В планах – начало разработки проектно-сметной документации на объекты инфраструктуры.

* * *

Еще одним важным шагом стало принятие в 2015 году регионального закона «О регулировании отдельных вопросов в сфере промышленной политики». 
Первым этапом его реализации на среднесрочную перспективу станет выполнение государственной программы «Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года». В ней закреплены инструменты поддержки, продекларированные законом. Это субсидии и налоговые льготы, специальный инвестиционный контракт, государственная информационная система промышленности, поддержка промышленных округов и другие.
Применительно к специальному инвестиционному контракту важно отметить, что данный инструмент предполагает возможность предоставления не только региональных мер поддержки, но и федеральных.
При этом сфера применения такого контракта ограничена строгим перечнем промышленных отраслей и заявленной планкой объема инвестиций - от 500 миллионов рублей.

* * *

Уважаемые коллеги!
Индустриализация экономики региона остается одной из первостепенных задач. 
Для стимулирования производственной активности предприятий на федеральном уровне действуют многочисленные программы, в которых можно и нужно участвовать.
Чтобы все понимали, в качестве примера приведу несколько цифр. Только по линии Минпромторга России на 2016 год продекларировано порядка 50 видов субсидий для промышленных предприятий. Из них по объективным причинам – в основном по отраслевой принадлежности - для костромских предприятий доступно 16 видов субсидий.
Ряд предприятий региона при нашей поддержке уже активно включились в этот процесс.
В отраслевые планы импортозамещения вошла продукция ОАО «Цвет», АО «Галичский автокрановый завод», ОАО «Газпромтрубинвест», ООО «Орбита», ОАО «Калориферный завод», ООО «НОВ Кострома» и другие. Это позволяет предприятиям в полной мере воспользоваться существующими инструментами государственной поддержки в рамках федерального законодательства.
АО «Костромской завод автокомпонентов» получил целевой займ из Фонда развития промышленности и включен в Программу проектного финансирования. Предприятие заключило договор со Сбербанком России на открытие кредитной линии для расширения производства.
Проект Электромеханического завода «Пегас» включен в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным отраслям гражданской промышленности.
Мы должны максимально способствовать включению наших предприятий в федеральные программы по сокращению зависимости от импорта. Это важнейшая задача администрации области, которую необходимо продолжить.
Модернизация промышленности и рост конкуренции поможет вернуть отечественный рынок нашим производителям и создаст возможности для их выхода на зарубежные рынки.
В связи с действием экономических санкций европейские инвесторы сегодня занимают выжидательную позицию. 
Сейчас самое время развернуть внешнеэкономический вектор в сторону стран Шанхайской Организации Сотрудничества, прежде всего Ирана, Индии, Китая.
Важным источником стабилизации ситуации в промышленности является и работа с государственными корпорациями, годовой объем закупок которых, превышает 4 триллиона рублей. Поэтому нужно способствовать тому, чтобы часть этих денег в виде оплаты заказов пришла на предприятия Костромской области.
Поручаю исполнительным органам государственной власти Костромской области активизировать работу по данному направлению.
Еще одним фактором устойчивой работы в условиях роста цен и «сжатия» спроса является многосторонний формат межрегионального взаимодействия. Необходимо развивать кооперационные связи между предприятиями Костромской области и других регионов Российской Федерации. 
В 2015 году мы включились в проект межрегиональной производственной кооперации. Ежедневно мы получаем огромный массив информации о потребностях российских предприятий в чем-либо. Данная информация находится в открытом доступе. Проблема состоит в том, что многие предприятия региона очень инертны, рассчитывают, что заказчики сами их найдут. В текущих условиях такая тактика недопустима. 
Рекомендую всему промышленному сообществу обратить пристальное внимание на возможности межрегиональной и внутренней кооперации.

* * *

Следующее важнейшее направление работы – исполнение поручений Президента РФ Владимира Путина по расширению использования механизмов государственно-частного партнерства в сферах модернизации объектов ЖКХ, строительства, социальных объектов.
Обращаю внимание, что уровень развития ГЧП включен в критерии оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. 
Костромская область сегодня активно продвигается в этом направлении и уже есть конкретные результаты:

  • в здравоохранении, это создание современной нефрологической службы, строительство станции скорой помощи, открытие центров общей врачебной практики;
  • в образовании -  строительство детских садов;
  • в сфере транспорта и дорожного хозяйства - внедрение системы комплексной безопасности дорожного движения.

Однако слабо этот процесс пока идет в жилищно-коммунальном хозяйстве, физкультуре и спорте, социальной защите. 
Привлечение частных инвесторов позволяет реализовывать инфраструктурные проекты, исполняющие государственные функции, даже в условиях отсутствия бюджетных средств.
«Раскачка» в этих вопросах недопустима. Требую внимательно проанализировать работу в этом направлении и принять все необходимые решения.

* * *

Коллеги!
За последние 4 года, для улучшения инвестиционного климата в регионе, мы проделали большую работу. Уже сейчас каждого инвестора фактически «водят за руку», сопровождая во всех инстанциях, стараются заблаговременно снять все проблемные вопросы. Это правильно и необходимо.
В любом взаимодействии важен личный контакт, проявление заинтересованности и соучастия. Если инвестор ощущает реальную поддержку, подкрепленную эффективной работой конкретного специалиста, видит движение вперед – значит, проект состоится.  
На местах – в муниципалитетах - все по-иному. Инициатива слаба, необходимые решения принимаются медленно и неохотно. 


В результате, и без того немногочисленные инвесторы вынуждены тратить дополнительное время и средства. Примеров тому предостаточно.
Я сегодня не буду называть конкретные фамилии, но еще раз предупреждаю всех глав муниципальных образований. Если и в дальнейшем будет продолжаться формальное отношение к инвесторам – к ответственности будут привлекаться не только специалисты, допустившие такое поведение, но и их непосредственные руководители.
Считаю целесообразным более активно применять опыт Агентства стратегических инициатив, когда в качестве инструмента оценки инвестиционного климата применяется метод «контрольной закупки». По его результатам будем давать оценку работы конкретных лиц, ответственных за привлечение инвестиций. 

* * * 

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что все находящиеся в этом зале осознают, что залогом индустриального развития, повышения производительности труда, сокращения издержек, равно как и решения большинства социальных проблем, является привлечение инвестиций в реальный сектор.
Это наша общая задача. Только работая, что называется в «одной упряжке», можно рассчитывать на положительные результаты.
Главные из которых, развитие области и повышение благосостояния наших земляков.
Благодарю за внимание!

Версия для печати