Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
четверг, 13 декабря 2018 года
   

Инвестиционное послание губернатора Костромской области С. К. Ситникова на 2018 год

Период
6 июня 2018 г.

Уважаемые коллеги!

 

Приветствую вас на ежегодном инвестиционном послании.

Сроки моего обращения в текущем году несколько изменились в связи с ожиданием векторных направлений, обозначенных в  Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Главой государства задан курс на продолжение развития социальной сферы страны. Достижению поставленных целей будет способствовать развитие инфраструктуры, повышение производительности труда, внедрение цифровых технологий во все сферы экономики.

В этом году мы кардинально изменили формат аудитории. Площадка Костромского экономического форума сегодня оптимально подходит для диалога, выработки решений, определения задач и направлений развития.

* * *

Кратко остановлюсь на итогах и задачах до 2019 года.

Промышленное производство за 2017 год показало положительную динамику – индекс 108%. На протяжении уже трех лет темпы роста выше среднероссийских. Особенно важны позитивные изменения в базовых для костромской экономики отраслях – в ювелирной промышленности (индекс 138%) и производстве машин и оборудования (индекс 159%).

Региональными промышленными компаниями в 2017 году получено 190 млн рублей федеральных субсидий, что говорит о наличии стратегий инновационного развития производств, о качестве и востребованности продукции, направленной на импортозамещение.

При этом не высок уровень инноваций, о чем свидетельствует 58 место в рейтинге инновационных российских регионов. Текущего значения производительности труда в регионе недостаточно для уверенной конкуренции с другими субъектами Российской Федерации.

Нам необходимы кардинальные изменения. Поэтому необходимо разработать отдельную региональную программу, которая будет включать поддержку мер по повышению производительности труда на предприятиях, содействию занятости населения и реализацию проектов по обучению и трудоустройству работников предприятий-участников. Цель – обеспечить ежегодный рост производительности труда в Костромской области на уровне не ниже 5%.

 

* * *

Реализуя данную задачу, в 2017 году нами впервые применен механизм господдержки инвесторов путем компенсации затрат на техническое перевооружение и модернизацию производств, а также на технологическое присоединение к объектам инфраструктуры.

Считаю целесообразным продолжить данную практику при условии максимального использования получателями господдержки заявленных потребностей в ресурсе.

* * *

Малый и средний бизнес показывает хорошие результаты. Оборот малых и средних компаний за 6 лет (в 2017 году по отношению к уровню 2012 года) увеличился в 1,5 раза и достиг  235 млрд рублей. Поступления налогов по специальным налоговым режимам выросло до 2 млрд рублей (+6,5% за 2017 год). Расширяется доступ малых компаний к госзакупкам (их доля в закупках составила 19%), изменяется география ведения деятельности.

В 2017 году в г. Костроме создано специализированное подразделение МФЦ для бизнеса, открыто 10 окон и Центр поддержки предпринимателей. Предприниматели могут получить разрешительные и иные документы для осуществления деятельности в одном месте.

 

Региональная экономика не должна расти темпами ниже среднероссийских. Необходимо обеспечить ее прирост не менее  2-3% ежегодно, в том числе, прирост промышленного производства не менее 7% в 2018 году.

 

2018 год – это год внедрения сервисного подхода к организации поддержки малого бизнеса, создания единой системы организаций инфраструктуры: от консультирования и обучения до содействия выходу на иностранные рынки и обеспечения доступа к кредитным ресурсам. Инструменты поддержки должны не просто «быть», они должны эффективно работать! Каждый предприниматель должен знать о существующих мерах господдержки.

 Информация о том, как получить поддержку и как ею воспользоваться размещена в СМИ, социальных сетях, на всех официальных сайтах региона, а результаты осведомленности малого бизнеса, по-прежнему, не высоки. Поэтому объединениям предпринимателей, кредитным организациям, главам муниципальных образований необходимо усилить данную работу на территории всей Костромской области, а не только в областном центре.

 Основа костромской экономики сейчас – это компании с оборотом до 2 млрд рублей. Это формально средние и малые, но для нашей области – крупные предприятия. Считаю важным делать упор на поддержку костромских локальных компаний, которые успешно зарекомендовали себя на российском и зарубежных рынках. Наша задача расширять этот список.

 

На развитие таких компаний направлен Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В приоритете – снижение излишних барьеров для входа на социально-значимые и приоритетные рынки, использование инструментов разумного протекционизма. Цель – обеспечить присутствие не менее трех конкурентных игроков на каждом отраслевом рынке и как минимум один из них будет относиться к частному бизнесу. Это глобальная цель. Ее достижение позволит не только обеспечить рост всей региональной экономики, но и, самое главное, – улучшить качество товаров и услуг, получаемых жителями нашего региона.

* * *

Для предпринимателей базовых отраслей экономики, таких как машиностроение и металлообработка, создан региональный Центр прототипирования. Его деятельность направлена на выполнение инженерно-производственных задач полного производственного цикла – от разработки модели до создания прототипа. Это позволит в кратчайшие сроки наладить мелкосерийное или штучное производство различного рода изделий.

 

Для развития экспортного потенциала создан Центр поддержки экспорта. Задача – оказание помощи костромским производителям в выходе на новые рынки сбыта. Сегодня мы можем констатировать, что внешнеторговый оборот Костромской области имеет тенденцию к росту. По данным Российского экспортного центра, Костромская область занимает 57 место в рейтинге регионов по объему экспорта, что во многом обусловлено исторически сложившейся структурой промышленности региона. Учитывая наш промышленный базис, это объективный показатель.  Улучшению позиций в рейтинге будет способствовать поддержка несырьевого экспорта – увеличение поставок продукции местных производителей на международные и межрегиональные рынки, в том числе продукции АПК и пищевой промышленности. Это нам позволит находиться в глобальном тренде развития потребительских рынков России, Европы и Азии.

Инструменты господдержки не работают по отдельности. Регион, как система привлечения и удержания капитала, может работать только в совокупности. Это совместная задача власти и бизнеса. Ежегодно господдержку по всем направлениям должны получать не менее 2,5 тысяч костромских предпринимателей.

* * *

Одним из приоритетов развития является IT-сфера. Для формирования зоны притяжения IT-специалистов в регион необходимо создание комфортной среды и для работы и жизни. Уже сегодня мы предлагаем IT-сообществу три земельных участка для строительства офисов в г. Костроме и четыре участка для создания жилищных кооперативов (такая практика успешно апробирована при строительстве жилья для учителей, врачей и молодежи).

Чтобы обеспечить растущую отрасль квалифицированными кадрами, необходимо изменить подходы в системе образования. Основные векторы развития в направлении политехнического образования я уже обозначал. Начиная с детского сада нам необходимо сформировать для учащихся устойчивую систему мотивов знаний, умений и навыков, которые будут способствовать получению политехнических знаний. Необходимо мотивировать детей на получение технических знаний, сформировать в каждой школе специализированные классы.

Важная роль в процессе подготовки специалистов стоит и перед опорным университетом, первостепенной задачей которого является повышение качества подготовки специалистов, особенно инженерно-политехнических направлений.

Профориентационная работа должна идти как на уровне школы, профессиональных учебных заведений, так и на уровне IT и промышленных компаний. Дни «открытых дверей» для школьников на предприятиях и учебных заведениях должны стать системными. Свои научные работы студенты должны привязывать к реализации конкретных проектов компаний.

Органы власти и учебные заведения должны в короткие сроки приложить максимум усилий к созданию регионального IT-кластера, где будут генерироваться новые идеи и технологии.

 

* * *

Для развития бизнеса нужна комфортная среда – оптимальные сроки административных процедур, понятное законодательство, прозрачность региональной и муниципальной власти.

В 2017 году по поручению Президента Российской Федерации осуществлялось внедрение 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности. Выполнение целевых моделей по Костромской области составило 92%, что соответствует среднероссийскому значению.

С 2012 года Костромская область уверенно входила в ТОП-20 лучших регионов России по состоянию инвестиционного климата. С развитием методики построения этого рейтинга конкуренция среди регионов существенно выросла, и разница между лидерами рейтинга и другими регионами сокращается до десятых долей процента. Сегодня Костромская область занимает 39 место в данном рейтинге из 85 регионов страны. Как говорят сами специалисты Агентства стратегических инициатив, Национальный рейтинг прошёл путь развития от «пилота» до «гонки лидеров» с очень жесткой конкуренцией.

Практически все, что находится в зоне ответственности региональной власти, вопросов у предпринимателей не вызывает. А вот работа территориальных федеральных органов и ресурсоснабжающих организаций бизнес не удовлетворяет. Нарекания вызывают длительные сроки процедур, неповоротливость, отсутствие программ лояльности, низкий уровень цифровизации процессов.

Можно выделить несколько составляющих проблемы.

Первая – нежелание заявителей обращаться за услугой в электронном виде. Крупные организации и даже органы власти местного самоуправления зачастую формируют кипу бумаг, теряют время на сдачу документов, но не желают менять свой менталитет и осуществлять административные процедуры через электронные сервисы. Понимая, что не все могут освоить механизм оформления документов в электронном виде, им в помощь должны приходить малые консалтинговые компании, предоставляющие такие услуги на аутсорсинге.

Мир ускоряется, меняется в сторону внедрения информационных технологий во многие процессы. Одна из задач на 2018 год – реализация приоритетной программы Российской Федерации «Цифровая экономика». Считаю возможным в самые кратчайшие сроки полностью перейти на оказание государственных и муниципальных услуг исключительно в электронном виде.

Вторая составляющая – это «неповоротливость», медлительность ресурсоснабжающих организаций. Необходимо менять подходы работы с заявителями, сделать интерфейс своих порталов доступным и удобным для пользователя, обеспечить размещение актуальной информации о ресурсных возможностях с привязкой к территориальным планам.

Третья составляющая – действия муниципалитетов по согласованию схем прохождения линейных объектов. Надо брать за основу лучшие практики регионов. Например, в соседнем регионе (Ярославская область) муниципальные органы предлагают оптимальную трассировку для данных объектов, тем самым исключая варианты ошибок и излишних согласований с собственниками земельных участков. Это сокращает срок оказания услуги.

Информирую всех присутствующих, что 5 июня утвержден План мероприятий по сокращению сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг ресурсоснабжающих организаций в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности на 2018-2019 годы. Обращаю внимание всех исполнителей по документу о строгом соблюдении установленных сроков! Контроль за исполнением возлагаю на департамент экономического развития с докладом по итогам мониторинга 2 раза в год.

Кроме того, требую разработать отдельный План мероприятий по улучшению позиций в Национальном инвестиционном рейтинге с определением персональной ответственности за его выполнение. Задача – вернуться в ТОП-20 регионов по комфортности условий для ведения бизнеса, увеличить объем инвестиций в региональную экономику в 1,5-2 раза.

* * *

Данная задача стоит и перед главами муниципальных образований. С 2018 года мы ввели в практику соглашения с муниципалитетами о достижении целевых индикаторов развития каждой территории. Реализация соглашений покажет, как вы, уважаемые главы, работаете, чтобы сделать жизнь граждан достойнее.

* * *

В числе основных показателей соглашений – вопросы развития АПК региона. Новый импульс в этой сфере мы связываем с решением задач по максимальному вовлечению в оборот неиспользуемых посевных площадей, применению качественного семенного материала и современных технологий хранения выращенной продукции. В ближайшие два года устойчивое развитие должна получить отрасль животноводства за счет увеличения продуктивности скота, реализации инвестиционных проектов, основанных на автоматизации и роботизации производств.

* * *

Отдельное внимание уделяется диверсификации муниципальной экономики, уходу от монозависимости.

В регионе два моногорода – Галич и Мантурово. Заявка на создание территории опережающего социально-экономического развития в Галиче (ТОСЭР) одобрена Минэкономразвития России. Статус ТОСЭР дает право предпринимателям-резидентам применять льготный режим налогообложения, в том числе по федеральным налогам и сборам, населению – альтернативу трудоустройства.

Крупный инвестор выбрал г. Галич в качестве инвестиционной площадки для строительства фанерного производства, ориентируясь на будущий статус «особой территории».

Напомню, этого крупного резидента привлекла администрация области. Со стороны муниципальной власти разговор с предпринимателями не всегда складывается результативно. Проекты «буксуют» либо остаются только на бумаге.

* * *

Работа по продвижению туристической привлекательности нашего региона должна перейти на качественно новый уровень. «Ведущую скрипку» здесь должен играть город Кострома, принимающий большую часть туристов. Необходимо чтобы туризм стал полноценной отраслью экономики региона.

Нужны новые идеи для событийных и массовых мероприятий, креативные предложения от бизнеса – что и как сделать, чтобы турист приехал в регион как минимум на два дня. В качестве примера приведу новые событийные мероприятия – фестиваль национальных культур в Русиново, в июне при поддержке администрации области пройдет сырный фестиваль.

Для развития сельского туризма на региональном уровне планируется грантовая поддержка. Уже разработан проект нормативного акта, и бизнес может дать свои предложения и замечания к нему. Планируется оказывать грантовую поддержку предпринимателям и крестьянско-фермерским хозяйствам на развитие материально-технической базы объектов сельского туризма. Максимальный размер одного гранта, согласно предварительному проекту постановления администрации, будет составлять 500 тысяч рублей. Данный вид поддержки будет способствовать как увеличению туристского потока, так и обеспечит дополнительную занятость в смежных сферах экономики региона. И прежде всего, обеспечит увеличение занятости сельского населения.

* * *

Новый формат взаимодействия с хозяйствующими субъектами требуется и на уровне высших и средних специальных учебных заведений, чтобы предприниматели могли получать кадры, адаптированные к современным технологиям.

Учебная практика должна проходить на производстве, предприятия должны заинтересовать молодежь. Так на отдельных предприятиях региона действуют социальные программы. ОАО «ЦВЕТ», ОАО «Газпромтрубинвест» и АО «Галичский автокрановый завод» предлагают работникам не только гарантированный государством социальный пакет, но и дополнительный – оплату съемного жилья, беспроцентные ссуды.

* * *

Необходимо менять структуру региональной экономики. Сегодня основная часть налогов поступает в консолидированный бюджет Костромской области от промышленных предприятий. Необходимо увеличить присутствие в региональной экономике IT-компаний, а для этого требуются новые подходы в системе образования, о которых я уже говорил выше.

Большие надежды на изменение выбора выпускников школ – будущих абитуриентов и их родителей мы возлагаем на детский технопарк «Кванториум», который начнет работу в 2018 году. На реализацию проекта привлечено более 83 миллионов рублей, в том числе, 79 миллионов рублей из федерального бюджета.

На базе технопарка будут функционировать аэро-, робо-, био-, IT-кванты и площадка для промышленного дизайна. Дети в возрасте от 5 до 18 лет будут обучаться бесплатно по федеральному проекту.

Проект ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Детские технопарки – это возрождение давно забытого прошлого, с другой стороны – современный механизм интеграции науки и техники. Предприятия-партнеры, которые также участвуют в финансировании проекта «Кванториум», могут отслеживать успехи каждого ребенка и заключать с ним «отложенный договор», в котором обязуются принять его на работу сразу,  как только он закончит свое обучение.

 

* * *

Нельзя обойти тему развития гражданского самосознания, которое превращается сегодня еще и в фактор экономического развития. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно отмечал важность поддержки проектов, основанных на общественных инициативах. Поэтому перед региональными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая задача по увеличению количества реализуемых общественных проектов, в том числе, в рамках федеральной программы формирования комфортной городской среды.

Исполнительная власть региона заинтересована в расширении взаимодействия со всем гражданским обществом в целом, в установлении общественного контроля за работой власти.

Мнение и позиция людей – вот главный ориентир для нас. Одна из форм диалога, которая успешно используется обществом и властью, – это поддержка независимых общественных объединений.

В 2017 году финансовую поддержку получило свыше 50 социально значимых проектов общественных организаций на общую сумму 7,6 млн. рублей. В проектах затронуты многие аспекты – от патриотического воспитания, развития образования, просвещения, межнациональных отношений до поддержки материнства и детства, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества жизни людей пожилого возраста. Вот то, для чего мы работаем. Вернее для КОГО – для людей. Для их благополучия и достойной жизни!

* * *

Хочу поблагодарить предпринимателей, представителей деловых сообществ, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, активных граждан за сотрудничество, помощь в реализации важнейших направлений нашей совместной деятельности.

Убежден, что, объединяя усилия, мы сумеем улучшить деловой климат в Костромской области и повысить качество жизни в регионе.

Версия для печати