Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
четверг, 13 декабря 2018 года
   

Отчёт о работе администрации Костромской области в 2017 году

Период
15 июня 2018 г.

Уважаемые коллеги!

Сегодня, в соответствии с Уставом Костромской области, я представляю вам отчёт о результатах деятельности администрации региона в 2017 году.

Это седьмой мой отчёт. Напомню, первый был в 2012 году.

7 мая 2012 года, в день вступления в должность, Президент России Владимир Владимирович Путин подписал 11 указов, призванных решить наиболее значимые и чувствительные для граждан проблемы, а это: увеличение заработной платы бюджетников при одновременном повышении качества медицинских, образовательных и социальных услуг; улучшение жилищных условий, в том числе многодетных семей и тех, кто живёт в аварийных домах; совершенствование работы органов власти и организаций, предоставляющих муниципальные и государственные услуги.

Реализация «майских» указов Президента, повышение качества жизни граждан – являются для администрации региона безусловным приоритетом. Поэтому сегодня я считаю важным говорить и о результатах прошедшего года, и вспомнить все шесть лет нашей деятельности.

Мы решали сложные задачи, находили оптимальные пути выхода из самых непростых ситуаций. А их было очень и очень много. Всё, что нам удалось сделать, было сделано в конструктивном диалоге с вами, уважаемые депутаты.

За прошедшие шесть лет региональными законами стали 547инициатив, которые подготовила администрация Костромской области. Я благодарю вас за эту совместную работу.

 

Подробнее остановлюсь на тех результатах, которых мы достигли.

 

Рост благосостояния граждан

         Одним из важнейших показателей эффективной и взвешенной экономической политики является уровень жизни населения. Как на уровне федерации, так и на региональном уровне сегодня ведётся планомерная работа по обеспечению роста доходов населения, в том числе, в рамках реализации «майских» указов Президента по повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

         По итогам 2017 года среднемесячная заработная плата в организациях Костромской области в реальном исчислении выросла более чем на 2% и составила 24 296 рублей. Среднедушевые денежные доходы населения за год увеличились на 4% и составили 24 898 рублей.

         Реальные денежные доходы населения сохранены на уровне 2016 года, в то время как в ЦФО, и в целом по Российской Федерации, отмечено снижение этого показателя почти на 1%.

         В Костромской области сокращается доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

В 2017 году этот показатель составил 13% от общего числа жителей региона. В то время как в 2016 году он составлял 13,2%, а в 2012 году – более 15%.

Целевые показатели по повышению оплаты труда работникам бюджетной сферы, определённые указом Президента, выполнены в полном соответствии с параметрами отраслевых дорожных карт.В 2017 году средняя заработная плата увеличилась по всем категориям работников. Рост по сравнению с 2016 годом по разным категориям составил от полутора до 14%.

В 2017 году в абсолютном выражении средняя заработная плата врачей в Костромской области составила 37 тысяч 700 рублей, среднего медицинского персонала – 19 тысяч 700 рублей, младшего медперсонала – 13 тысяч рублей.

Средняя заработная плата в общем образовании составила 21 тысячу 500 рублей, в сфере дошкольного образования – почти19 с половиной тысяч рублей, в профессиональном образовании – 20 тысяч 500 рублей, в дополнительном образовании – почти 21 тысячу рублей.

Всего за период реализации «майских» указов средняя заработная плата врачей увеличилась в Костромской области на 54%, среднего медицинского персонала на 53%, младшего медицинского персонала на 66%.

Средняя заработная плата педагогических работников Костромской области в сфере дошкольного образования за шесть лет увеличилась почти на 90%, в общем образовании – на 53%, в дополнительном образовании –более чем на 128%, в профессиональном образовании – на 42,6%.

 

Индекс потребительских цен по итогам 2017 года составил всего 2,1%. Это наименьший показатель роста потребительских цен в нашем регионе за последние 10 лет.

В целом по Российской Федерации индекс потребительских цен по итогам прошлого года составил 2,5%, в регионах Центрального федерального округа –более 3%. Среди регионов ЦФО по данному показателю мы находимся на 6 месте.

В текущем году нам предстоит решение важной задачи по приравниванию уровня МРОТ к минимальному прожиточному минимуму.

Этосерьёзная мера, которая позволит помочь незащищённым слоям населения – пенсионерам, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям.

 

Рост благосостояния граждан во многом зависит от эффективнойрегиональной социальной политики.

Одно из её ключевых направлений – поддержка социально незащищённых слоёв населения.

В Костромской области реализуется более 45 различных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Социальные выплаты в прошлом году получалиболее 309 тысяч человек на сумму2миллиарда880 миллионов рублей.

Обязательства региона по мерам соцподдержки населения были полностью выполнены.Объём предоставленных мер не сократился.

Отмечу, что приоритетным является принцип адресности и нуждаемости при предоставлении социальных выплат и пособий льготным категориям граждан.

Так, с 1 января 2017 года компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми, предоставляется с учётом среднедушевого дохода семьи. Это позволило поддержать тех граждан, кто нуждается в помощи государства.

 

В центре внимания администрации и исполнительных органов власти региона остаётся вопрос содействия занятости населения.

В 2017 году в рамках профильной государственной программы были трудоустроены более 17 тысяч человек, в том числе, 6 тысяч подростков в свободное от учёбы время, что на тысячу человек больше, чем в 2016 году.

Уровень регистрируемой безработицы в 2017 году сохранил сезонную динамику прошлого года и составил к концу года 0,62%. В рейтинге субъектов ЦФО по уровню безработицы Костромская область занимает 6 место. На одного официального зарегистрированного безработного в регионе приходится почти две вакансии.

 

 

Обеспечение демографического роста.

Забота о старшем поколении

Администрация Костромской области особое внимание уделяет повышению рождаемости. В регионе создана эффективная система мер социальной поддержки, направленных на оказание помощи семье.

С 2013 года в области была установлена ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребёнка семьям, имеющим среднедушевой доход, ниже сложившегося в регионе.

Ежемесячная денежная выплата дополнила уже успешно работающую в регионе систему материальных выплат при рождении детей.

В 2017 году в области в общем количестве родившихся детей возросла доля вторыхитретьихдетей. 

По уровню рождаемости Костромская область заняла четвёртое место среди регионов Центрального федерального округа.

 

За прошедший год средняя продолжительность жизни населения Костромской области увеличилась почти на год и сегодня составляет около 72 лет.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общий коэффициент смертности населения снизился более чем на 5%, при том, что население области стареет, увеличивается число пенсионеров. Смертность населения трудоспособного возраста снизилась на 12,6%, младенческая смертность – на 6,6%.

С целью увеличения притока населения утверждена и реализуется государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

За пять лет по этой программе нашими соотечественниками стали более трёх с половиной тысяч человек из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Очевиден результат комплексного развития территорий северо-восточных районов региона:миграционная убыльснизилась в 2 раза по сравнению с 2012 годом.

В северо-восточных районах Костромской области темпы снижения численности населения сократились до 2,3% в год.Кроме того, благодаря реализации мероприятий программы развития северо-востока уровень безработицы снизился на 40%.

 

Для обеспечения демографического роста мы продолжаемразвивать систему дошкольного образования и создаём новые места в детских садах.

В 2017 году в Костромской области создано 525 мест для дошкольников.

Сдан в эксплуатацию детский сад в микрорайоне Новый город на 280 мест, реконструированы помещения под дошкольные группы на 45 мест на улице Просёлочной в Костроме.

Кроме того, за счёт модернизации и внедрения вариативных форм 200 дополнительных мест было создано в областном центре, Красносельском, Шарьинском и Костромском районах.

За последние шесть лет в области введено в эксплуатацию 18 детских садов, в том числе 10 – это вновь построенные здания, 8 садов были реконструированы. Дополнительно создано более 4-х тысяч мест для детей дошкольного возраста.

В результате, в 24 муниципальных образованиях местами в детских садах обеспечены все дети в возрасте от полутора лет, в пяти – с двух лет. Очерёдность в детские сады полностью ликвидирована в Волгореченске, Мантурово, Буйском, Нерехтском, Галичском, Межевском и Шарьинском районах. В городе Костроме в детские сады принимают детей с 2 лет 7-ми месяцев.

Ключевой задачей в сфере дошкольного образования является обеспечениек 2021 году всех детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет местами в детских садах. Администрация области уже заключиласоглашение с Министерством образования и науки о предоставлении средств из федерального бюджета в сумме более 310 миллионоврублей на строительство ещё двух детских садов-яслей в г. Костроме на 280 мест каждый. Работы уже начаты.

 

В 2017 году более 56 миллионов рублей было направлено на совершенствование материальной базы учреждений социальной защиты.

Нам удалось улучшить условия проживания наших граждан в специализированных учреждениях.Мы смогли ликвидировать очередь в психоневрологические интернаты, создали геронтопсихиатрические отделения.

В целом, в 2017 году в Костромской области услуги социального обслуживания получали более 203 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов в 64 организациях социального обслуживания, включённых в реестр поставщиков социальных услуг. Напомню, что в2016 году в реестре состояло 59 организаций.

В рамках выполнения поручения Президента Владимира ВладимировичаПутина,Костромская область вошла в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

В 2017 году был сформирован комплекс мер на 2018-2020 годы, включающей сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода.

В 2017 году мы начали формирование в регионе новых социальных практик.

Я внёс на рассмотрение Костромской областной Думы Закон о семейном сопровождении пожилых людей. И уже более 10 семей приняли одиноко проживающих пожилых людей и ухаживают за ними. Администрация области таким семьям предоставляет меры социальной поддержки.

Формирование комфортной среды для жизни людей

В Костромской области планомерно реализуется комплекс мер по совершенствованию отрасли жилищно-коммунального хозяйства, повышению качества коммунальных услуг для населения. В том числе, с привлечением инвесторов и передачей объектов в концессию.

В 2017 году на территории региона в жилищно-коммунальном хозяйстве действовало16 инвестиционных программ, в том числе, 8 программ в сфере теплоснабжения, 2 – в сфере водоснабжения и водоотведения,6 – в сфере электроснабжения.

Привлечение денежных средств для реализации программ осуществлялось как через тарифные источники, так и с использованием заёмных средств. Всего на реализацию программ было направлено свыше 1 миллиарда рублей.

 В рамках государственной региональной программы по энергосбережению в 2017 году в Костромской области были выполнены работы по строительству четырёх котельных в Красносельском районе, шести котельных и теплотрассы в Нерехтском районе, котельной и теплотрассы в Островском районе, а также двух котельных в Макарьевском районе. Всего на реализацию данных мероприятий было направлено 42 миллиона рублей.

В 2017 году в рамках программы энергосбережения также проводились работы по модернизации теплотехнического комплекса в областных учреждениях.

В прошлом году такие мероприятия реализованы в трёх фельдшерско-акушерских пунктах Нерехтской ЦРБ.

Всего по региональной программе энергосбережения в 2017 году работы по модернизации коммунального хозяйства были выполнены на 18 объектах.

В 2017 годув регионе был реализован первый полноценный энергосервисный контракт на базе Костромской областной клинической больницы. Благодаря проделанной работе общая экономия электрической энергии составила 60%, экономия тепловой энергии – 15%.Считаю важным продолжить практику реализации энергосервисныхконтрактов для экономии эксплуатационных расходов объектов бюджетной сферы.

В 2017 году в рамках реализации целевой программы «Чистая вода» в области проведена реконструкция водоочистных сооружений г. Буя, реализованы мероприятия по водоснабжению с водозабором из скважин и обезжелезивающей станцией в п. Антропово и реконструкция системы водоснабжения в п. Судиславль.

Мы продолжаем привлекать инвестиции путём передачи объектов ЖКХ в концессию.

Сегодня в Костромской области действует 7 концессионных соглашений в Галиче, Нерехте, Шарье,Костромском и Шарьинском районах. В концессию передано более тысячи объектов. Объём частных инвестиций уже составил более 427 миллионов рублей.

В 2017 году на территории Галичского и Шарьинского муниципальных районов введены в эксплуатацию два мусоросортировочных комплекса мощностью до 50 тысяч тонн в год каждый.

Кроме того, в прошлом году была сформирована необходимая правовая база для организации и проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

 

Ни для кого не секрет, что в Костромской области проблема ветхого и аварийного жилья стоит остро.

В 2017 году попрограмме переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда построено 19 многоквартирных домов, переселено более 700 человек.

В рамках завершения реализации региональной адресной программы в ближайшее время планируется переселить ещё 357 человек.

Необходимо отметить, что даже с помощью предпринимаемых мер со стороны государства, данная проблема разрешается достаточно сложно.

В ходе реализации программы были допущены переносы сроков по ряду домов.

Переносы сроков вводов домов были связаны с финансовыми проблемами у застройщиков,а также с ненадлежащим контролем за реализацией программы со стороны органов местного самоуправления.

В 2017 году значительные изменения произошли в работе регионального фонда капитального ремонта.

Новое руководство фонда сразу исправило проблемы, которые достались от предыдущего менеджмента. Значительно был усилен контроль за качеством ремонтных работ.

За 2017 год объёмы капитального ремонта многоквартирных домов увеличились в 2,5 раза. Напомню, что в 2016 года было отремонтировано 120 объектов.

В 2017 году на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов было направлено 286 миллионов рублей. Ремонты были проведены в 129 домах, владельцы которых отчисляют взносы на капремонт в «общий котёл», и в 183 зданиях, где собственники приняли решение об открытии спецсчёта.

В 2017 году впервые в Костромской области началась массовая замена лифтового хозяйства.В многоквартирных домах Волгореченска, Костромы и посёлка Чистые Борыбыло заменено 22 лифта.

 

В соответствии с задачами, поставленными Президентом России по поддержке местных инициатив граждан, муниципальные образования Костромской области стали участниками соответствующей программы.

Глава государства Владимир Владимирович Путин не раз отмечал, что «если граждане инициируют какую-то работу, они и бережнее относятся к её результатам».

В 2017 году по областной программе поддержки общественных инициатив в регионе реализовано 108 проектов развития на 81миллион рублей.

На средства регионального и местного бюджетов проведены работы по улучшению водоснабжения, установке уличного освещения и детских площадок, ремонту учреждений культуры.

В 2017 году 29 муниципальных образований Костромской области приняли участие в приоритетном проекте по формированию комфортной городской среды. В сельских поселениях и городских округах было выполнено  благоустройство 244 дворовых территорий, 8 общественных территорий и одного парка.

Особенно важно, что на протяжении всего проекта гражданебыли активными его участниками: обсуждалидизайн-разработки, проводили субботники, помогали в установке оборудования, приёмке работ.

Опыт прошлых лет показал, что нам нужно менять подходы к благоустройству дворовых территорий. Необходимо комплексное развитие городской среды. Я уже дал необходимые поручения. Особо отмечу, что муниципальным властям совместно с депутатами необходимо усилить контроль закачеством проводимых работ.

 

 

 

 

Рост доступности жилья

Строительный комплекс Костромской области на протяжении последних шести лет выполняет установленные Правительством России показатели по вводу жилья.

В 2017 году при плане в 310 тысяч квадратных метров введено в эксплуатацию 310,2 тысячи квадратных метров жилья, в том числе, более 118 тысяч квадратных метров индивидуальных жилых домов.Напомню, что до 2012 годаобъём строительства жилья был на уровне150 тысяч квадратных метров.

Общий объём капитальных вложений по областной адресной инвестиционной программе и федеральным программам, составил более 470 миллионов рублей.

В 2017 году благодаря мерам господдержки 196 молодых семей из 19 муниципальных образований области улучшили свои жилищные условия. Получателями субсидии стало вдвое больше семей, чем в 2016 году и на 18,5% больше чем за два предыдущих года вместе взятых.

Средняя стоимость приобретения жилья на первичном рынке в Костромской области в 2017 году снизилась по отношению к уровню 2016 года более чем на 4% и составила 33 961 рубль за квадратный метр.

Хотя мы и наблюдаем перенасыщение рынка жилья, снижение стоимости квадратного метра, но для многих людей квартира по такой цене всё ещё является недоступной.

Поэтому, для повышения доступности жилья, считаю необходимым развивать успешный опыт жилищно-строительных кооперативов.

В 2017 году былвведён в эксплуатацию 91-квартирный жилой дом ЖСК «Молодёжный». Членами кооператива стали молодые семьи, студенты, работающая молодёжь города Костромы. Стоимость квадратного метра в ЖСК составила чуть более 29 тысяч рублей.

 

Одной из самых актуальных тем в строительной сфере продолжает оставаться проблема долевого участия.

В Костромской области работают 76 организаций, привлёкших денежные средства для долевого строительства.Возводятся 215 объектов по 5 тысячамдоговоров. Застройщиками привлечено более 10 миллиардов рублей граждан.

При этом в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов,и чьи права нарушены, на сегодняшний день состоит 112 человек.

Завершение строительства проблемных многоквартирных домов находится на моём личном контроле. Разработан иутверждён план-график по реализации мер для оказания помощи обманутым дольщикам.

 

 

Исполнительные органы государственной власти совместно с правоохранительными органами оказывают гражданам необходимую правовую помощь, проводят контрольно-надзорные мероприятия по отношению к потенциальным проблемным объектам и застройщикам.

Кроме того, в феврале 2018 года по моей инициативе был разработан и принят закон, который позволяет реализовать новый механизм по защите прав дольщиков и привлечь финансовые средства для завершения строительства проблемных многоквартирных домов. Органы власти получили действенный инструмент привлечения инвесторов для достройки жилых объектов. Закон позволяет предоставлять застройщикам-санаторам земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов.

 

Развитие инфраструктуры региона

Одна из наших главных задач – это комплексное развитие инфраструктуры региона. Формированиесовременной и комфортной среды. А это газификация, дороги, развитие транспортной доступности.

В 2017 году в регионе газифицированоещё 22 населённых пункта в пяти муниципальных районах.

В рамках программы газификации Костромской области за счёт средств от применения специальной надбавки в 2017 году было построено более 96 километров распределительных газопроводов на сумму более 223миллионов рублей.

В 2017 году финансирование областного дорожного фонда составило более3 миллиардов 370 миллионов рублей –на 10% больше, чем в 2016 году.

В области было отремонтировано, реконструировано и построено более 100 кмрегиональных трасс, 48 км автомобильных дорог местного значения и улично-дорожной сети населённых пунктов.

За последние шесть лет мы видим положительную динамику в дорожной отраслиКостромской области: реконструкция и ремонт прошли на 317километрах автомобильных дорог.

Уже к 2020 году будет приведена в нормативное состояние автомобильная дорога «Кострома-Шарья-Киров-Пермь», которая передана в федеральную собственность с 1 января 2017 года.

В 2017 году начался капитальный ремонт моста через реку Волгу в городе Костроме. Работы проводятся впервые со сдачи объекта в 1970 году. В2018 году капитальный ремонт будет завершён.

 

В 2017 году администрацией Костромской области была продолжена работа по развитию транспортных услуг.

Регулярными автомобильнымиперевозкамипо межмуниципальным маршрутам воспользовались около                  8 миллионов граждан.

В Костроме в интересах пассажиров был открыт транспортно-пересадочный узел на железнодорожном вокзале станции «Кострома-Новая».

В 2017 году было сохранено количество пригородных поездов, курсирующих по территории региона. На сегодняшний день это 33 пригородных поезда, курсирующих по 11 маршрутам.

Обслуживание населения региона воздушным транспортом осуществляется Костромским авиапредприятием.                  

В 2017 году благодаря субсидированию из областного и федерального бюджетов осуществлялись регулярные пассажирские авиаперевозки по маршрутам «Кострома – Санкт-Петербург» и «Кострома – Анапа», а также по маршруту «Кострома – Симферополь» в летний период.

 

Доступность качественной медицинской помощи

Как я уже говорил, в2017 году общий коэффициент смертности населения снизился более чем на 5%по сравнению с 2016 годом.Это стало возможным во многом благодаря доступности медицинской помощь для каждого жителя региона.

В 2017 году финансирование отрасли «Здравоохранение» составило почти10 миллиардов рублей, что на 400 миллионов рублей больше, чем в 2016 году.

В течение года в отрасли прошли значительные преобразования.

Проведён ремонт инфекционного отделения Мантуровской окружной больницы, ремонт женской консультации Окружной больницы №1, ремонт ФАПов и врачебных амбулаторий Буйского, Костромского и Шарьинского районов. 

Особое внимание уделяется организации профилактической работы с населением. На территории области эффективно работает Центр медицинской профилактики, который осуществляет координирующую роль в профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.

В 2017 году мы открыли первичный сосудистый центр на базе Шарьинской окружной больницы.В 2020 году планируется открытие аналогичного центра на базе Мантуровской окружной больницы.

Всего за последние пять лет в регионе заработали 15 новых лечебных учреждений, среди которых региональный и первичные сосудистые центры, нефрологические центры, областной травмотологический центр и др.

В 2017 году Костромская область приобрелановый вертолёт «АНСАТ» с современным медицинским модулем на борту. Вертолёт позволяет не только оперативно транспортировать больного, но иоказывать необходимую медицинскую помощь прямо во время полёта.

Число вылетов санитарной авиации в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось почти в 1,5 раза, эвакуировано более 200 пациентов.

 

Особое внимание мы уделяемразвитию высокотехнологичной медицинской помощи. Увеличению видов и качества предоставляемых услуг.

В 2017 году врачами региона впервые выполнены высокотехнологичные операциипо установка двухкамерного эхокардиостимулятора, проведено стентирование позвоночных артерий, эндопротезирование коленного сустава.Более 5 тысяч жителейрегиона получили высокотехнологичную медицинскую помощь не покидая Костромской области. Напомню, ещё пять лет назад жители области направлялись в федеральные клиники для получения таких высокотехнологичных услуг.

В 2017 году более 19 тысяч человек получили льготное лекарственное обеспечение на общую сумму более667миллионов рублей.

Одним из основных направлений развития доступности качественной медицинской помощи является кадровое обеспечение отрасли.

Благодаря мерам социальной поддержки в отрасль за последние пять лет пришли более 280 новых врачей, что позволило сократить дефицит врачебных кадров практически в два раза.

 

Традиционно большая работа проводилась в регионе для обеспечения оздоровления и отдыха детей. В 2017 году в Костромской области организованными формами отдыха был охвачен каждый второй ребёнок –более 37 тысяч детей.

         Особое внимание уделяется организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2017 году организованными затратными формами отдыха охвачены все дети данной категории, а это более 12 тысяч человек.

Необходимо сохранить достигнутые показатели охвата детей организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, обеспечить безопасность и высокое качество предоставляемых услуг, а также не допустить сокращения финансирования из местных бюджетов на данные цели.

 

Развитие подрастающего поколения

В 2017 году лицей № 17 города Костромы вошёл в ТОП-500 лучших школ России, в ТОП-200 лучших сельских общеобразовательных организаций включена Караваевская средняя школа.

По итогам сдачи ЕГЭ выпускники школ области показали высокие результатыпо математике, русскому языку, информатике, биологии. Всего в 2017 году в регионе была выполнена 21 стобальная работа, из них 3 выпускника получили 100 баллов сразу по двум предметам.

До 2016 года численность обучающихся в школах области во вторую смену стабильно снижалась, и в 2016 году составила около семи с половиной тысяч человек. Это порядка 11% от общего количества обучающихся. С 2017 года численность школьников, которые обучаются во вторую смену, выросла до 8 тысяч человек. Прирост дали дети, которые учатся в школах города Костромы.

В целях ликвидации второй смены в школах областного центра, в 2017 году принято решение о строительстве двух новых школ на 1000 мест в Давыдовском и Заволжском микрорайонахКостромы. Впервые за последние 30 лет в регионе буду построены новые школы.

В сельских школах региона в 2017 году введено в эксплуатацию 18 школьных спортивных залов, две школьные аудитории перепрофилированы под спортивные залы. Кроме того, оснащены спортивным инвентарём и оборудованием 7 открытых плоскостных спортивных сооружений. В результате каждый второй школьный сельский спортивный зал приведён в нормативное состояние.

Общее количество учреждений, в которых создана«доступная среда», увеличилось до 133.

При этом, доля школ, в которых создана «доступная среда» выросла до 22%, детских садов – до 20%, учреждений дополнительного образования – до 17%, учреждений среднего профессионального образования – до 22%.

Таким образом, показатель 2020 года, утверждённый Планом мероприятий по повышению доступности образовательных учреждений для детей-инвалидов, а это 20% от общего количества образовательных организаций всех уровней, в Костромской области былдостигнут уже по итогам 2017 года.

 

 

В системе образования области сохранено и активно развивается трудовое обучение школьников, работают летние лагеря труда и отдыха. В 2017 году на базе общеобразовательных организаций работало 285летних лагерей –на 32 лагеря больше, чем в 2016 году.

Для обеспечения организации работы с одаренными детьми проведено 127 региональных конкурсных мероприятий, в которых приняло участие свыше 34 тысяч детей. Сведения об одарённых детях вносятся в региональный информационный ресурс.Сейчас в банке данных находится информация почти о 9 тысячах костромских школьников.

Учреждения профессионального образования ориентированы на обеспечение кадрами рабочих и специалистов приоритетных отраслей экономики и социальной сферы области.

В 2017 году Костромской государственный университет получил статус университетского центра инновационного, технологического и социального развития региона.

Уже в текущем году на средства федерального бюджетав Костромской области будет создан детский технопарк «Кванториум».

 

Отдельная тема – дети, оставшиеся без попечения родителей.В Костромской области проводится последовательная социальная политика, направленная на снижение социального сиротства и развитие семейных форм устройства осиротевших детей.

На сегодняшний день в Костромской области проживает 1787 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более 90% воспитываются в замещающих семьях. Наш регион занимает третье место среди субъектов Центрального федерального округа по семейному устройству детей-сирот

Всего в  2017 году в семьи граждан на воспитание было передано 208 детей. Из них под опеку (попечительство) передано 105 детей, в приёмные семьи – 78 человек.

Регионом проводится планомерная работа по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В бюджете на данные цели ежегодно предусматриваются финансовые средства. В 2017 году за счёт средств бюджета Костромской области было приобретено 90 жилых помещений, в то время как в 2016 году – 84. На 2018 год запланировано приобретение ещё 103 квартир.

Напомню, что в конце 2014 года мы передали полномочия по обеспечению жильём детей-сирот на уровень муниципальных образований. Как показала практика, это было правильное решение. Количество детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья в связи с непригодностью закреплённого за ними жилого помещения, значительно сократилось.

Так,если в 2014 году по данному основанию было поставлено на учёт 106 человек, то по итогам 2017 всего 21 ребёнок. И сегодня ведётся активная работа по контролю сохранности жилых помещений детей-сирот.

За последние четыре года в Костромской области для обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было приобретено 425 квартир. На эти цели направлено более 390 миллионов рублей средств федерального и областного бюджетов.

 

Для развития физической культуры и спорта в Костромской области реализуется профильная государственная программа.

В 2017 году в регионе построено и реконструировано 16 спортивных объектов, в том числе: 2 физкультурно-оздоровительных комплекса в Костроме, 12 плоскостных спортивных сооружений, лыжная база в Нее; тренировочная база для детской хоккейной секции в Мантурово.

В рамках реализации федеральной целевой программы в 2017 году в Костроме завершён I этап реконструкции базы гребного спорта и начато строительство крытого футбольного манежа.

Кроме того, в 2017 году началась реконструкция спортивной школы олимпийского резерва имени А.В. Голубева.

В 2017 году на развитие спортивной инфраструктуры в регионе было привлечено более 352 миллионов рублей, в том числе 103 миллиона рублей федеральных средств.

Считаю правильным и необходимым привлечение частных инвестиций в дальнейшее развитие спортивной инфраструктуры. И такие объекты в регионе уже есть.

Например, в 2017 году на средства частного инвестора в Костроме открыт современный волейбольный центр «Волжанин».Инвестиции в проект составили более 100 миллионов рублей.

Костромские спортсмены в 2017 году приняли участие в 370 межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях, заняв 408 призовых мест.

В2017 году в регионе было проведено более тысячи мероприятий, в рамках которых организовано выполнение испытаний Комплекса ГТО, что в 2 раза больше, чем в 2016 году. В результате, в сдаче норм ГТО приняли участие более 15 тысяч человек, из них более 13 тысяч – учащиеся образовательных учреждений.

По результатам ежегодного Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы в части развития массового спорта, Костромская область заняла 9 место из 85регионов России, улучшив свой результат в рейтинге на 7позиций по сравнению с 2016 годом.

 

В 2017 году мы уделяли особое внимание сохранению сети учреждений культуры и художественного образования.

30 домов культуры, расположенные во всех муниципальных районах и городских округах региона,стали участниками проекта «Местный дом культуры». На развитие материальной базы учреждений было выделено22 миллиона рублей.

 

В 2017 году в регионе введено в эксплуатацию новое здание Кадыйской детской школы искусств. Открыты новые современные кинозалы в Нерехте, Макарьеве, Чухломе, Нее.На оснащение кинозалов привлекались средства Федерального фонда социальной и экономической поддержки кинематографии на общую сумму 20 миллионов рублей.

Высокая степень востребованности населением учреждений культуры подтверждается итогами независимой оценки качества.

Количество посещений учреждений культуры за 2017 год превысило 8 миллионов.

Численность посещений культурно-досуговых мероприятий выросла на 7% к уровню 2016 года, составив5 миллионов единиц.

 

Развитие экономики и улучшение делового климата

Итоги социально-экономического развития Костромской области за 2017 год связаны с восстановлением экономического роста.

Объём ВРП за прошлый год оценивается в размере 174 миллиардов рублей, с ростом на 0,9% к предыдущему году.

Рост валовой добавленной стоимости обеспечен ростом промышленного производства (+8%) и среднедушевых денежных доходов населения (+4%), ростом прибыли предприятий (+24%), снижением инфляции до исторического минимума (2,1%).

За последние шесть лет объём валового продукта увеличился более чем на 43 миллиарда рублей в действующих ценах или на 3% в сопоставимых ценах.

Промышленность по-прежнему занимает доминирующие позиции в экономике Костромской области, формируя более тридцати процентоввалового регионального продукта.

В 2017 году предприятиями региона было отгружено промышленной продукции на 160 миллиардов рублей, рост производства составил 8%, по России – 1%.

В основных секторах специализации региона темпы роста превысили среднероссийские: обрабатывающие производства +8,7% (Российская Федерация +0,2%), производство электроэнергии, газа и воды +6,5% (Российская Федерация +0,1%).

Рост в обрабатывающих производствах обеспечен увеличением выпуска машин и оборудования в 1,6 раза; ювелирных изделий в 1,4 раза; прочих транспортных средств и оборудования в 1,4 раза; готовых металлических изделий на 17%; электрооборудования почти на 9%, металлургического производства на 8%.

 

В регионе активно развиваются продовольственная сетевая торговля. Если в 2012 году крупные сети были представлены лишь в 14 муниципальных образованиях, то в настоящее время уже в 25. Количество сетевых магазинов за этот период увеличилось в 2 раза.

В 2017 году торговые сети формировали почти 28% оборота розничной торговли, что на 10% больше, чем в 2012 году.

 

В 2017 году региональный инвестиционный портфель пополнился 6 проектами с общим объемом инвестиций порядка  2 миллиардов рублей. Всего в Реестре инвестиционных проектов Костромской области по итогам прошлого года находится24 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 35 миллиардов рублей.

В 2017 году в рамках реализации данных инвестиционных проектов в экономику региона вложено 2,5 миллиарда рублей инвестиций, создано более 350 новых рабочих мест, перечислено в бюджетную систему Российской Федерации налогов и других обязательных платежей более 2миллиардов 300 миллионов рублей.

Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов осуществляется в рамках действующего инвестиционного законодательства. Объём предоставленных льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет, за 2017 год составил более 213 миллионов рублей. На каждый рубль представленных налоговых льгот приходится почти11 рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Можно констатировать, что каждый бюджетный рубль потрачен эффективно.

 

Для оказания адресной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в Костромской области был введён инструмент возмещения понесённых ими затрат на техприсоединение к инженерным сетям и сооружениям, на модернизацию производства.

 

В Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня включено более 25 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этом секторе занято порядка 108 тысяч человек – треть занятых в экономике. Сектор малого и среднего предпринимательства формирует до 30% ВРП. Поступления налогов по специальным налоговым режимам за 2017 год составили 2 миллиарда рублей, что выше уровня предыдущего года на 6,5%.

В течение последних нескольких лет реализован ряд комплексных инициатив, направленных на упрощение процедур, связанных с поддержкой малого и среднего бизнеса.

В регионе созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая упрощённое налогообложение, гарантий, кредитов на льготных условиях.

На реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса в 2017 году из консолидированного бюджета было направлено более 77миллионов рублей. В том числе, почти 11миллионов рублей было направлено на поддержку предпринимательства в моногородах Галиче и Мантурово.

В 2017 году субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга и кредитным договорам получили 10 предпринимателей, ими создано49 рабочих мест. На 1 рубль предоставленных субсидий предприниматели заплатили в консолидированный бюджет 1,6 рубля в виде налогов.

За последние шесть лет 219 малых и средних предпринимателей получили субсидии на создание бизнеса, обучение сотрудников, на возмещение затрат по договорам лизинга, купли-продажи оборудования, по процентным ставкам по кредитным договорам. Получателями субсидий создано более 1400 рабочих мест, в бюджетную систему Российской Федерации перечислено около 400 миллионов рублей.

В Костромской области работает Гарантийный фонд поддержки предпринимательства. Благодаря ежегодному предоставлению поручительств по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику области за последние шесть лет привлечено 3миллиарда рублей,  Гарантийный фонд заключил 286 договоров поручительства на сумму 963миллиона рублей.

 

На базе Бизнес-центра Костромской области в 2017 году создан Центр поддержки предпринимательства. Услугами Центра в прошлом гожу уже воспользовались 664 субъекта малого и среднего предпринимательства.

 

 

Мы ставили перед собой задачу войти в федеральный реестр территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах.

Заявка Костромской области на создание ТОСЭР в городе Галич была одобрена на заседании профильной правительственнойкомиссии.

В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Галич» проходит процедуры согласования в профильных министерствах.

В 2018 году в Костромской области начнётся реализация крупного инвестиционного проекта SegezhaGroup по созданию нового фанерного комбината вблизи моногорода Галича. Общий объём инвестиций в проект составит порядка 8 миллиардов рублей, будет создано около 400 рабочих мест. Появление подобного предприятия позволит изменить структуру экономики муниципалитета и вывестиГалич из разряда моногородов.

 

Сельское хозяйство.

2017 год стал для агропромышленного комплекса Костромской области настоящим испытанием на прочность.

Затянувшаяся весна, дождливое лето и осень создали угрозу  для проведения сезонных полевых работ. Но аграрии справились с этими трудностями, и в целом нам удалось сохранить посевные площади на уровне 2016 года.

В 2017 году во всех категориях хозяйств они составилиболее 191 тысячи гектаров.А хозяйства Галичского и Сусанинского района даже их увеличили.

Сложная ситуация складывалась в заготовки кормов. Но благодаря совместным усилиям сельскохозяйственных организаций, фермеров, личных подсобных хозяйств и органов власти, удалось заготовить кормов больше запланированного – 114% к 2016 году.

За 2017 год аграриями Костромской области было произведено продукции на сумму более 31 миллиарда рублей.

В сельскохозяйственных организациях по итогам 2017 года получена высокая продуктивность коров.Надой молока на одну корову составил 5056 кг.

Продолжается поддержка малых форм хозяйствования.За период реализации ведомственных целевых программ за последние шесть лет производство молока в крестьянско-фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей увеличилось в 2,5 раза, поголовье КРС выросло в 2,2 раза.

В 2014-2017 годы в рамках действия программы Устойчивого развития сельских территорий,жилищные условия улучшили 142 семьи, из них89 молодых семей. Введено в эксплуатацию почти 55 км локальных водопроводов, порядка 15 км газораспределительных сетей, построен фельдшерско-акушерского пункт, реализовано 11 общественно значимых некоммерческих проектов.

Впервые в 2017 году оказана государственная поддержка на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

Костромская область выступала одним из основных инициаторов применения дифференцированного подхода к оказанию государственной поддержке Нечерноземной зоны Российской Федерации. В 2017 году были увеличены коэффициенты на несвязанные меры поддержки.

 

В 2017 году был разработан и вступил в силу Закон Костромской области, который позволяет фермерам области получать в безвозмездное пользование земельные участки для осуществления хозяйственной деятельности. За время действия Закона представителям крестьянско-фермерских хозяйств были предоставлены 22 земельных участка общей площадью более тысячи гектаров.Сейчас на рассмотрении находятся заявления ещё от 23 фермеров для получения 37 земельных участков общей площадью более 2,6 тысяч гектаров.

 

В 2017 году на итоги работы лесопромышленного комплекса региона существенное влияние оказалинеблагоприятные погодные условия.

Но, даже учитывая объективные факторы, лесопромышленный комплекс остаётся одной из ведущих отраслей экономики Костромской области.

В 2017 году оборот организаций лесопромышленного комплекса составил 30 миллиардов рублей, что соответствует уровню 2016 года.

В 2017 году лесопромышленным комплексом региона выпущено более 5% древесностружечных плит, производимых в Российской Федерации, 10% фанеры и 9,6% древесноволокнистых плит.

В 2017 году экспорт древесины и изделий из неё в стоимостном выражении составил 182миллиона долларов США, рост к уровню 2016 года –почти 5%.

В основной капитал организаций лесопромышленного комплекса за 2017 год было вложено 2 миллиарда 200 миллионов рублей инвестиций.

В 2017 году лесопользователями области было заготовлено 4,7 миллионов кубометров древесины. Всего за последние шесть лет заготовлено почти 27миллионов кубических метров древесины.

По состоянию на 1 января 2018 года в аренду предоставлены лесные участки площадью 2,9 миллионовгектаров, или 64% от общей площади земель лесного фонда региона. Это самый высокий показатель с момента введения в действие в 2008 году нового Лесного кодекса.

Увеличивая объёмы заготовки, область активно реализует и мероприятия по лесовосстановлению.

 

Если в 2012 году работы по лесовосстановлению были выполнены на площади 11,7 тысяч гектаров, то в 2017 году, в Год экологии, работы были выполнены в полном объёме на площади более 20 тысяч гектаров.

Костромская область продолжает оставаться одним из лидеров в ЦФО по мобилизации доходов за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации. За 2017 год в бюджетную систему мобилизовано доходов на 694 миллиона рублей, что на 10% выше уровня 2016 года.

 

Считаю, что неотъемлемой частью развития экономики региона и улучшения делового климатадолжна стать сфера туризма.

В Костромской области сохраняется положительная тенденция увеличения количества туристов, посетивших регион. В 2017 году область посетили более 955 тысяч человек. По сравнению с 2016 годом турпоток вырос на 3%.

Отдельно хотел бы предостеречь некоторых коллег, от так называемой «гонки за красивыми цифрами». Кое-где уже звучат цифры по увеличению турпотока в самое ближайшее время до 2-х миллионов человек. Считаю, это совершенно неправильным подходом. Реальное увеличение турпотока на 5-7% в год – это очень хороший результат.

 

 

В регионе продолжается открытие новых объектов показа: центр культуры, туризма и ремёсел «Емеля» в Галиче, музейно-выставочный центр музея-заповедника «Костромская слобода», «Музей сыра» в Костроме.

По информации аналитических агентств Кострома в 2017 году входила в ТОП-10 городов России, популярных для отдыха летом и в период новогодних праздников.

        

Финансовая политика

В 2017 году в Костромской области был обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона на 7,6% –7 место в ЦФО и 29 в Российской Федерации. Увеличение собственной доходной базы консолидированного бюджета области к уровню 2012 года составило более 31%.

Повышение эффективности администрирования доходов позволило в 2017 году увеличить поступления по всем основным доходным источникам бюджета, включая налог на прибыль организаций – на 16,9%, НДФЛ – на 5,9%, имущественные налоги – на 9,9% к уровню предыдущего года.

В 2017 году администрацией области были подготовлены изменения в 6 областных законов, направленные на совершенствование действующей системы налогообложения.

В ходе исполнения бюджета в результате работы с Минфином России объём дотаций для региона был увеличен на 226 миллионов рублей.

Предоставление дотаций осуществлялось одновременно с реализацией мер по бюджетной консолидации и экономическому развитию региона.

Положительная динамика в экономике позволила вернуться к бюджетной трёхлетке, утвердить бюджетный прогноз на долгосрочный период.

В 2017 году мы проводили системную работу с Правительством Российской Федерации и Минфином России для оказания дополнительной финансовой поддержки региону.

Прозрачность и эффективность нашей работы, выполнение Костромской областью своих обязательств позволили на 2018 год дополнительно привлечь федеральные дотации в сумме 3 миллиардов 378 миллионов рублей.

С ноября 2017 года отдельные функции по исполнению областного бюджета были переданы Федеральному казначейству. При изменении механизма финансового обеспечения сохранена оперативность финансирования первоочередных расходов бюджета.

По итогам 2017 года достигнуты целевые показатели повышения оплаты труда по всем категориям работников бюджетной сферы.

Предоставление финансовой поддержки местным бюджетам осуществлялось при условии выполнения обязательств по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

Для повышения устойчивости местных бюджетов в 2017 году приняты изменения в областной закон о межбюджетных отношениях в части повышения критерия выравнивания их бюджетной обеспеченности.

Продолжена реализация программы финансового оздоровления и социально-экономического развития области.

Долговая нагрузка на областной бюджет в течение 2017 года сокращена на 8,3%.

Улучшена структура регионального долга за счёт привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета в сумме 12,1 миллиарда рублей. Эти средства направлены на замещение банковских кредитов. Экономия на уплате процентных платежей оценивается до 1миллиарда рублей ежегодно.

С Минфином России заключены соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов на срок до 7 лет, с возможностью продления ещё на 5 лет.

В 2017 году средняя процентная ставка по банковским кредитам снижена с 11,9 до 8,3 процентов. Экономия в годовом исчислении составила ещё 139 миллионов рублей. Текущий уровень ставок банковского кредитования региона составляет менее 8 процентов годовых

Мы продолжаем реализацию комплекса мер, направленных на рост собственной доходной базы, замещение дорогих кредитов банков бюджетными кредитами, использование различных инструментов по управлению долговыми обязательствами.

Все эти мероприятия, эффективно проведённые в 2017 году, позволили нам сократить размер государственного долга региона за истекший период 2018 года ужеболее чем на 959 миллионов рублей.

По состоянию на сегодняшний день отношение долга к собственным доходам областного бюджета снизилось на 11,3 процентных пунктов – со 135% по итогам 2017 года до 123,7%.

 

Уважаемые коллеги!

Наша самая главная задача –обеспечить качественное повышение уровня жизни граждан, увеличить доходы населения, обеспечить рост в социально-экономическом развитии.

Считаю важным акцентировать внимание на том, что требует первоочередного решения.

Одним из стратегических направлений развития системы здравоохранения Костромской области является повышение доступности медицинской помощи жителям отдалённых районов региона. Для этого нам необходимо организовать базовое медицинское учреждение в городе Шарье, по сути это будет вторая областная больница.

Кроме того, нам необходимо обеспечить участие Костромской области в программе развития помощи онкологическим больным.Добиться положительного решения на федеральном уровне вопроса создания в регионе перинатального центра.

Я уже отмечал, что нам необходимо пересмотретьподходы к  профессиональной ориентации подрастающего поколения.Эту работу необходимо начинать с дошкольного образования с обязательным привлечением сил учреждений дополнительного образования детей.

В сфере экономики и привлечения инвестиций поставлена задача увеличитьв 2018 году инвестиционные вложения в экономику области минимум в 1,5-2 раза, сохранив при этом динамику на последующие годы. Необходимые для этого возможности у нас есть. Сейчас только на прединвестиционной стадии находятся порядка 30 проектов в сферах агропромышленного комплекса, деревообработки, туризма, металлургии и машиностроения с общим объёмом инвестиций свыше 50 миллиардов рублей.

Среди основных задач в сельском хозяйстве – обеспечение роста доходности наших сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это возможно сделать, только повысив конкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса региона.

Основными задачами бюджетной политики региона являются увеличение доходной базы консолидированного бюджета области, выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов и реализация плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета региона.

В рамках развития региональной инфраструктуры мы продолжим наращивать темпы дорожного строительства. Размер ассигнований областного дорожного фонда на 2018 год составляет более 3миллиардов 200 миллионов рублей. Планируется отремонтировать более 120 км автомобильных дорог общего пользования, с ростом на 17% по сравнению с 2017 годом. На приобретение дорожной техники и оборудования в 2018 году в дорожном фонде предусмотрено более 187 миллионов рублей. Новая техника станет значительным подспорьем для областных дорожников.

Сегодня перед администрацией Костромской области и региональными органами власти стоит важнейшая задача по неукоснительной реализации Указа Президента Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Уверен, что все поставленные задачи нам выполнить по силам. Для этого необходимо чётко осознавать общую ответственность перед гражданами за развитие региона, повышение благосостояния каждого человека.

Благодарю за внимание.

Версия для печати