Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
понедельник, 18 ноября 2019 года
   

Инвестиционное послание губернатора Костромской области Сергея Константиновича Ситникова

Период
12 июля 2019 г.

Уважаемые коллеги!

Хочу поприветствовать вас на V Костромском экономическом форуме.

Ежегодно на этой площадке вы обсуждаете реальное положение дел в экономике. Обсуждаете вопросы, связанные с организацией, управлением бизнеса, теми новеллами и теми вызовами, которые формируются в современной среде. Цель проведения нашего форума – открыто и гласно обсуждать проблемы, находить пути их решения, подсказывать органам государственного управления задачи, которые необходимо решать, чтобы бизнес развивался.

 

В мае 2018 года Президент России Владимир Владимирович Путин своим указом определил девять национальных целей и ключевых приоритетов развития страны на период до 2024 года.

Все они связаны с человеком: рост численности населения и продолжительности жизни, устойчивый рост реальных доходов граждан, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий. Это основные базовые приоритеты, базовые ценности, которые определил Президент.

Для достижения поставленных целей нами утверждены 46 региональных проектов, по которым Костромская область дополнительно должна будет получить 47 млрд рублей. Коллеги, я сейчас хочу отдельно остановиться на этой сумме вот по какой причине. По сути дела, государство становится ключевым инвестором социально-экономического развития территорий.

В частности, в ближайшие два года будут вложены в строительство новых школ, детских садов, объектов здравоохранения – более 4,5 млрд рублей. Это существенная сумма. Мы прекрасно понимаем, что в условиях реальной экономики, когда, по сути дела, все хозяйствующие субъекты – это частный бизнес, эти деньги дадут возможность вам хорошо заработать, а также решат массу проблем наших земляков, на что, собственно, они и нацелены.

Дополнительный бюджетный ресурс направляется на реконструкцию и строительство спортивных объектов, культурно-досуговых центров, ФАПов, жильё по переселению, программу улучшения городской среды, благоустройство 63-х общественных пространств, дороги и экологию. В 2019 году – это более 2 млрд рублей.

Ежегодно растёт адресная господдержка предприятий агропромышленного комплекса. В 2019 году мы увеличили финансирование аграриев ещё на 18%, доведя общий объём бюджетных ассигнований до полумиллиарда рублей. Эти средства тоже идут, по сути дела, на поддержку малого бизнеса.

С помощью национальных проектов – государственных инвестиций, у предпринимателей появляется реальная возможность более успешно развивать свой бизнес, реализовывать новые проекты.

Одной из главных задач является обеспечение инвестиционных площадок квалифицированными кадрами, привлечение в регион новых сотрудников.

Костромская область получила реальную возможность улучшить свою инфраструктуру и повысить благосостояние своих жителей. Само слово «проект», в переводе с латыни, означает «продвижение вперёд». Мы ставим перед собой именно такую задачу. Реализация национальных проектов в сочетании с частными инвестициями позволят Костромской области выйти на устойчивые темпы экономического роста не менее 2-3% ежегодно.

 

Коллеги, мы должны понимать, что всю работу, связанную с формированием инвестиционного климата, вопросов, связанных с развитием экономики, начинаем не с белого листа. Сегодня есть реальные экономические показатели, которыми мы можем гордиться.

В 2018 году обрабатывающие производства увеличили выпуск продукции на 1,8%. Это немного.

Вместе с тем, высокие темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых, работе костромских химиков, лесопеработчиков. Хочу обратить внимание, что отдельные отрасли производств дают ежегодный прирост в 25%.

Внешнеторговое сальдо положительное – оборот увеличился на 9% и составил порядка 477 млн долларов США.

Наши предприятия расширили контакты с компаниями из Германии, Египта, США, Узбекистана и Республики Беларусь. Новые рынки открываются для ювелиров и предприятий машиностроения.

Основным экспортным товаром для региона остаётся продукция деревообработки.

Поэтому развитию лесопромышленного комплекса мы уделяем особое внимание.

Я хочу напомнить, что в 2019 году дан старт двум крупнейшим инвестиционным проектам с суммарным объёмом инвестиций 30 млрд рублей. Это строительство фанерного завода в Галиче холдингом «Сегежа Групп» и производства OSB-плит в Шарье международной группой компаний «СВИСС КРОНО».

С этого года Правительством России приняты решения, которые позволяют на конкурсной основе увеличивать площади лесосеки тем, кто занимается непосредственной переработкой леса. И я призываю представителей отрасли максимально воспользоваться этой возможностью, чтобы создать все условия своей сырьевой безопасности.

Развитию региона должен способствовать новый статус города Галича – территория опережающего социального-экономического развития.

Напомню вам о том, что несколько месяцев назад после продолжительной работы, которая велась почти два года, было принято постановление Правительства, которое предоставило городу Галич статус территории опережающего социально-экономического развития.

Для инвестора – это льготный режим. Для резидентов Галича налоговые платежи сокращаются более, чем в 3 раза.

Ещё раз обращаюсь к предпринимателям – используйте уникальную возможность стать резидентом ТОР. Главные условия – инвестиции от 2,5 млн рублей и не менее 10 рабочих мест в новом проекте. От органов власти требую решения всех вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов резидентов ТОР.

Обращаю внимание, что фокус привлечения инвестиций у нас не смещается в одну сторону. И Галич у нас не единственная территория, где должно идти развитие.

Программы развития территорий, схемы размещения производственных сил должны работать во всех муниципальных образованиях.

Сейчас ведётся работа по комплексному развитию Шарьи и Костромской городской агломерации, ювелирного кластера в Красносельском районе. Нам необходимо актуализировать план развития моногорода Мантурово. Добиваться статуса территории опережающего развития. У каждого муниципалитета должен быть комплексный план социально-экономического развития территории. Это первоочередная задача, в первую очередь, для департамента экономического развития Костромской области в 2019 году.

 

Новые возможности территорий должны обеспечивать ежегодное наращивание инвестиций и развитие экономики.

В 2018 году объём инвестиций в экономику региона составил 22,4 млрд рублей.

Рост недостаточный – всего лишь 3,7%. Причин здесь несколько.

От кадрового обеспечения, в местах возможной реализации инвестпроектов, до длительных сроков техприсоединения, состояния дорог, до вопросов межведомственного взаимодействия и сроков принятия решений.

Для реального прорывного роста экономики нам требуется увеличить долю инвестиций в ВРП Костромской области с сегодняшних 13% до 25% к 2024 году. Поэтому нужны качественные изменения в работе с инвесторами.

В 2018 году мы инициировали изменения регионального инвестиционного законодательства, которое формировалось в период 2014-2015 годов.

Приняты законы, устанавливающие налоговые льготы для резидентов ТОР «Галич», предоставление земли без торгов, вовлечение в оборот неиспользуемого госимущества, а также в сфере привлечения капиталов при строительстве социальных объектов в здравоохранении и образовании. Утверждены нормативные акты, позволяющие инвесторам возмещать часть расходов на восстановление объектов культурного наследия. В июне законодательно закрепим новые механизмы при реализации региональных инвестиционных проектов. Дополнительно пересмотрены условия расторжения соглашения с инвестором. Главные показатели – это сроки реализации и объёмы инвестиций.

 

Требуется улучшать подходы и к информированию делового сообщества об инструментах господдержки.

Уважаемые коллеги, несмотря на то, что сегодня в области работает большое количество разного рода информационных ресурсов, есть инвестиционный портал, очень серьезно в сфере информирования работают средства массовой информации, наши встречи с представителями делового сообщества показывают, что знания о тех возможностях, которые сегодня имеет бизнес в Костромской области, очень, к сожалению, невелики. Требуются комплексные решения, которые позволят точно определить, какие меры господдержки может использовать конкретный предприниматель, малые и средние компании при выходе на новые рынки.

Уважаемые коллеги, я вам напомню, нам удалось за последний год зарегистрировать ряд брендов. Мы это делали не с той целью, чтобы знаете, «бравурно выкинуть флажок» и этим «флажком» помахать. Это далеко не так.

Простой пример – «Кострома Сырная». Сыр на сегодня – это известный региональный бренд. Теперь это еще и защищенный бренд, которым отрасль сыроделов должна воспользоваться, чтобы заявить отличие своей продукции от разного рода подделок и фальсификаций.

У меня убедительная просьба к коллегам, посмотреть, как мы можем задействовать интересы бизнеса при использовании зарегистрированных брендовых позиций региона.

 

Уважаемые коллеги, сейчас всеми мерами государственной поддержки охвачено более 2800 бизнес-единиц. С учётом увеличения финансирования по национальному проекту «Развитие малого и среднего бизнеса» с 50 до 300 млн рублей, получателей поддержки должно быть не менее 4 тысяч.

Новым направлением станет государственная микрокредитная компания. Соответствующие акты о её создании я уже подписал. Первый займ на льготных условиях должен быть выдан уже в июле текущего года.

Особый приоритет получают предприятия-экспортёры. Сегодня в регионе их 90. Наша задача до 2024 года – увеличить промышленный несырьевой экспорт на 73%. Основной инструмент – корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Напоминаю, что эта федеральная программа. Ее готовы реализовывать предприятия ювелирной, машиностроительной, металлообрабатывающей отраслей и судостроения.

Мною даны поручения по выделению из бюджета 42 млн рублей на развитие экспортного потенциала региона, а также по расширению задач Центра поддержки экспорта.

Его услугами смогут воспользоваться свыше 3000 костромских компаний. К организации бизнес-миссий, поиску и подбору партнёров за рубежом добавятся услуги по сертификации и размещению костромских предприятий на международных электронных торговых площадках.

Уважаемые коллеги, практика работы последнего года показала, что это очень действенный механизм. Предлагаю его максимально использовать.

Развитию инноваций на производствах призван способствовать Центр прототипирования. Речь идёт об использовании малыми компаниями возможностей центра – современного и дорогостоящего оборудования для решения своих вопросов.

 

Коллеги, отдельно хочу остановиться на вопросах бюджетной поддержки. Все мы прекрасно понимаем, что она должна быть эффективной.

Ежегодно в бюджетную систему по региональным инвестиционным проектам поступает порядка 10 рублей налоговых платежей на 1 рубль налоговых льгот.

Бюджетные средства должны иметь измеримый конечный результат. Поручаю отраслевым органам власти, департаменту финансов Костромской области, правовому управлению администрации региона при разработке проектов нормативных актов в части установления мер господдержки определять минимальный гарантированный бюджетный и социальный эффект, строго контролировать расходование бюджетных средств.

 

С 1 января 2019 года вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки в отношении трёх категорий земель – земель промышленности, земель особо охраняемых территорий и земель водного фонда. Коллеги, результаты оценки, я прекрасно понимаю, могут не устраивать бизнес.

Поручаю Департаменту имущества и земельных отношений Костромской области обеспечить объективное рассмотрение всех обращений бизнеса по этому вопросу, принимать взвешенные решения в соответствии с законом.

 

Коллеги, несколько слов об устойчивой работе бизнеса. Она напрямую зависит от понятных административных процедур.

Обращаю ваше внимание и возвращаюсь к недавней теме, связанной с административными процедурами, которые организовывали региональные и муниципальные органы власти. За шесть лет мы с вами в значительной степени продвинулись. Только сроки выдачи разрешений на строительство сократились в три раза. Положительных примеров, связанных с реорганизацией деятельности органов госвласти, муниципальной власти, очень много. Вместе с тем есть позиции, которые не могут нас устраивать. В первую очередь – вопросы, связанные с технологическим присоединением.

 Коллеги, я заявляю с этой трибуны вполне официально, что тот опыт, та практика, которую мы проанализировали по нашим поставщикам услуг и по другим регионам, реально показывает, что наши поставщики – а это энергетики, водоканал, газовики – в значительной степени отстают со сроками присоединения от своих коллег в других регионах. Это самым серьезным образом влияет на инвестиционный климат. Мы решили проблемы, за которые бизнес всегда критиковал государство. Решили вопросы, связанные с регуляторикой государства в лучшую сторону. Вместе с тем, те направления, которые я обозначил по технологическому присоединению, решались из рук вон плохо. И нас эта ситуация устраивать не может.

 

В отношении контрольного надзора. Уважаемые коллеги, в прошлом году всего 31% проверок в рамках федерального контроля и надзора проведено в отношении субъектов высокого риска. Когда надзор осуществляется не просто по графику – раз  в год или раз в пять лет, а именно там, где могут быть реальные проблемы для экономики, для бизнеса, и, в первую очередь для людей, проживающих в регионе.

Наша задача – довести этот показатель риск-ориентированного подхода до 50%.

Отдельно хочу остановиться на той регуляторике, которая сложилась в стране, которая присутствует у нас в костромском регионе.

Коллеги, все мы знаем, что любая система, которая самоорганизуется, начинает наращивать свой потенциал, тоже самое происходит и в надзорных органах. Увеличивается количество требований, увеличивается количество разного рода вопросов, которые в большей степени уже не являются вопросами надзорного контроля.

Я напомню вам одну историю. Когда подняли нормативные документы о том, как в общепите надо готовит омлет. Главное – не менее 1,5 см и не более 1,8 см. Я глубоко убежден, и этот пример доказательство – бизнес сам разберется, как и любая хозяйка дома, каким образом, по какой рецептуре ей готовить.

К сожалению, таких вопросов, которые сегодня загоняют бизнес в искусственные рамки, не дают простора для творчества, не дают возможности искать новые подходы, технические условия, их очень-очень много, огромное количество. Я вас уверяю, это касается не только бизнеса, это касается и государства.

Одно из главных требований известной всем нам службы в отношении одного из загородных детских лагерей, который находится в 8 минутах от областной детской больницы – строительство инфекционного изолятора. Объяснение сотрудников, что мы за 8 минут довезем ребенка до лечебного учреждения, не принимается. Положено и все.

Коллеги, к сожалению, вот таких историй в практике работы надзорных органов, в нашей практике взаимодействия достаточно много. Очевидно, не случайно были приняты решения, связанные с формированием так называемой регуляторной гильотины, когда вот эти глупости, сложности, с которыми мы сталкиваемся, не имеющие здравой логики, надо просто отметать.

Регуляторная гильотина – это радикальный пересмотр правовой базы контрольно-надзорной деятельности.

С 1 января 2021 года все положения региональных и муниципальных актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, утратят силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований.

Поручаю Департаменту экономического развития Костромской области организовать данную работу, привлечь к ней экспертов и деловое сообщество, и к 1 февраля 2020 года пересмотреть все требования.

 

Уважаемые коллеги, в завершение своего выступления хочу поблагодарить предпринимателей, представителей деловых сообществ, активных граждан за эффективное сотрудничество, вовлечённость в процесс экономических преобразований.

Мы с вами все живем здесь, на костромской земле. Наши идеи, замыслы, носят долгосрочный характер. Мое глубокое убеждение, временщиков в этом зале нет. Поэтому я всем вам желаю добиться результатов, и чтобы эти результаты всех вас радовали.

Спасибо.

Версия для печати