Губернатор Костромской области
Губернатор Костромской области
понедельник, 18 ноября 2019 года
   

Выступление губернатора Костромской области на областной конференции работников образования

Период
20 августа 2019 г.

Уважаемые коллеги,

дорогие ветераны педагогического труда!

 

Рад встрече с вами на традиционной педагогической конференции.

Сегодня мы подводим первые итоги реализации президентского национального проекта «Образование» в Костромской области.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что «национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений».

 

Безусловно, цели национального проекта – высокое качество образования и воспитания – отражают ожидания наших граждан.

За несколько лет мы создали прочную основу для реализации региональных проектов.

Уверен, что цели национального проекта будут достигнуты.

 

Обеспе́ченность местами в детских садах детей в возрасте до 3 лет остается нашей главной задачей.

Ежегодно создаются новые места в дошкольном образовании. Введено в эксплуатацию 19 детских садов, в том числе 11 – вновь построенные здания, 8 садов – реконструированы.

В областном центре до конца этого года будут введены 2 новых детских сада.

В ближайших планах – создание более 1000 мест для детей дошкольного возраста. Могу с уверенностью сказать, что все дети от полутора лет будут иметь возможность посещать детский сад к концу 2021 года.

Наша следующая задача – обеспечить местами детей с двух месяцев.

Примеры уже есть. Такую группу открыли в Волгореченске.

Хочу отметить, что наполняемость дошкольных учреждений в муниципальных образованиях разная. В детских садах есть свободные помещения, они не должны простаивать.

В муниципальных образованиях необходимо проработать вопрос об использовании свободных площадей для ясельных групп.

 

В прошлом году было дано поручение – создать эффективную службу помощи родителям в каждом муниципальном образовании.

Это поручение выполняется. Сегодня в области действуют около ста подразделений, оказывающих поддержку родителям детей от рождения до восемнадцати лет.

 

В рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» на средства федерального гранта в размере 10 миллионов рублей в Буе и Галиче созданы специализированные центры психологической, педагогической, методической поддержки родителей.

Центры оснащены современной техникой, в них работают подготовленные специалисты. Каждый родитель может получить там квалифицированную помощь.

Такие центры нужны в каждом муниципальном образовании.

Отмечаю недостаточную работу глав муниципальных образований в этом направлении. Требую активнее участвовать в федеральных конкурсах для привлечения средств на создание новой инфраструктуры в системе образования.

 

Важнейший показатель успешности нашей работы по обеспечению качества – результаты государственной итоговой аттестации.

В прошлом году я просил обратить особое внимание на работу с учащимися при подготовке к единому государственному экзамену.

Итоги года показали, что вы ответственно отнеслись к этому поручению. Число учащихся, получивших 100 баллов по итогам единого государственного экзамена, выросло. На 10% увеличилось количество высокобалльных работ.

Это ваша заслуга, уважаемые учителя.

Отмечу коллективы лицеев 17 и 41, гимназий 15 и 25, школ 21 и 35 города Костромы, Шуваловской средней школы, школ № 6 и 7 города Шарьи, лицея № 1 и школы № 3 Волгореченска.

Опыт лучших преподавателей должен быть обобщён и доступен всем учителям. Для этого необходимо привлекать лучших педагогов для участия в семинарах по обмену опытом, организовывать мастер-классы, выезды в районы области.

 

На повышение качества работают мероприятия регионального проекта «Современная школа».

20 сентября в 22 сельских школах 15-ти районов откроются центры гуманитарного и технологического профилей «Точки роста».

Мы создаём современные кабинеты, оснащённые высокотехнологичным оборудованием. Это позволит поднять на новый уровень преподавание предметов «Технология», «Информатика», «Безопасность жизнедеятельности».

До конца 2021 года мы планируем создать ещё 110 таких центров.

Подчеркну, новое оборудование должно работать не только на повышение уровня преподавания предметов. Его необходимо использовать для целенаправленной профориентационной работы со школьниками.

Убеждён, что подготовка кадров для региона – задача не только системы профессионального образования.

Последние два года реализуется программа ранней профориентации. Например, детские сады Костромы, Буя и Мантурово совместно с предприятием «Свеза» реализуют проект «Система профориентационной работы в детском саду».

Только за один год создано 45 классов профессиональной направленности в 17 муниципальных образованиях.

Более 820 учащихся школ получили рабочие профессии на базе учреждений среднего профессионального образования.

С 16 до 29 увеличилось число педагогических классов.

Но этого недостаточно.

 

Учитывая проблему обеспе́чения кадрами образовательных учреждений, ставлю задачу региональному департаменту образования совместно с главами муниципальных образований увеличить количество педагогических классов к 2021 году как минимум в 2 раза.

 

Уважаемые коллеги!

Доступность образования достигается за счёт строительства новых школ.

В Костроме на улице Суслова школа будет сдана до конца этого года, на улице Профсоюзной – до декабря следующего года.

По моему поручению, в Министерство просвещения Российской Федерации направлена заявка на строительство ещё 6 школ в Костроме, Буе, Шарье, посёлках Красное-на-Волге, Караваево и Апраксино.

Строительство новых учреждений первостепенная задача. При этом мы должны сохранять существующие здания.

Не всегда руководители принимают в вопросах ремонта и содержания имущества правильные решения.

Предлагаю главам муниципальных образований совместно с профильным департаментом проработать вопрос о создании муниципальных управляющих компаний для обслуживания зданий школ, детских садов, учреждений дополнительного образования.

 

Общих усилий муниципалитетов, образовательных организаций и вас, уважаемые педагоги, требует реализация регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Его цель – цифровая трансформация региональной системы образования.

Она включает в себя обновление информационной инфраструктуры, подготовку кадров, внедрение федеральной цифровой платформы.

Костромская область вошла в пилотный проект по подключению к высокоскоростному интернету. В этом году будет подключено более 10 районов.

В 2020 году 72 учреждения области получат более 100 миллионов рублей на приобретение оборудования для создания цифровой образовательной среды.

В Костроме, Шарье, Галиче и Буе будут созданы центры цифрового образования.

Это новый формат занятий с детьми с полным погружением в интернет-технологии. Ежегодно в этих центрах будут заниматься более 2-х тысяч детей.

Проект «Цифровая образовательная среда» – работа на будущее региона. Это цифровое пространство, которое объединяет всех участников образовательного процесса – от управленцев, учителей до учеников и их родителей.

Считаю, что быть в авангарде этой работы должен Костромской государственный университет.

База для этого есть. Университет обеспечен необходимым оборудованием и интеллектуальными ресурсами, способными работать в условиях цифровой экономики.

 

Региональный проект «Успех каждого ребёнка» реализуется через организацию эффективного и качественного дополнительного образования.

Хорошо показал себя в первый год работы детский технопарк «Кванториум» в Костроме. Более 5 тысяч ребят приняли участие в работе его квантов. Это не предел его возможностей. Кванториум должен работать дистанционно, в сетевом режиме на всю область.

В 2020 году заработает мобильный Кванториум. В нём будут заниматься ребята из Судиславского, Сусанинского, Буйского, Галичского районов, городов Буй и Галич.

В планах обеспечить занятость школьников северо-востока области за счёт ещё одного технопарка в Шарье.

Сейчас в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» идёт формирование электронной региональной платформы «Навигатор общеразвивающих программ». Навигатор обеспечит «цифровое попадание» в систему дополнительного образования каждого ребёнка. Уже более 10 тысяч детей зарегистрированы на этой платформе.

В регионе сложилась система выявления и сопровождения одарённых детей.

Назову ребят – победителей олимпиад, соревнований и конкурсов международного и всероссийского уровней.

Аку́лов Дмитрий и Корни́лов Даниил – лицей № 17 города Костромы; Суме́рников Илья, учащийся лицея № 1 города Мантурово; Са́рычева Алина, воспитанница дома творчества «Жемчужина»; Тарбе́ева Алина, учащаяся детского центра «Заволжье»; Коле́сникова Диана – воспитанница центра «АРС» города Костромы.

Благодарю наставников и тренеров, чьи воспитанники достигли высоких результатов.

По итогам федерального конкурса в рамках национального проекта в 2022 году область получит более 350 миллионов рублей на создание регионального Центра одарённых детей «Анта́рес».

Новый образовательный комплекс обеспечит условия для углублённого обучения талантливых ребят вне зависимости от места их проживания. Для системы образования региона это будет прорывной проект.

 

Цель регионального проекта «Молодые профессионалы» предельно ясна – повышение качества профессионального образования и конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда.

В этом году Костромской политехнический колледж признан победителем конкурсного отбора с предоставлением гранта в сумме более 13 миллионов рублей. Результатом станут 5 современных мастерских по IТ-компетенциям.

Активно внедряется «Региональный стандарт кадрового обеспе́чения промышленного роста». Это инструмент, который позволит решить проблему обеспе́чения предприятий региона кадрами на долгосрочную перспективу.

С 22 августа в Казани начнётся 45-ый чемпионат мира по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы». Мы гордимся, что членом Национальной сборной России стал Александр Еме́лин, выпускник Красносельского училища художественной обработки металлов.

Вместе с системной работой по подготовке кадров высокого уровня, нам необходимы новые формы работы по быстрому переучиванию работников под запросы рынка.

В 2022 году в рамках проекта будет создан Центр опережающей профессиональной подготовки, где любой желающий сможет пройти ускоренное обучение и получить новую специализацию для устройства на работу.

 

Региональный проект «Учитель будущего» работает на обеспе́чение профессионального роста и развития педагогов региона.

В Костромской области создана система непрерывного педагогического образования. Осуществлён переход на персонифицированную модель повышения квалификации. Действует система индивидуального наставничества для молодых педагогов и методического сопровождения учителей.

Вместе с тем, обеспеченность образовательных учреждений кадрами остаётся серьёзной проблемой, и не только для Костромской области.

В следующем году начнётся реализации федерального проекта «Земский учитель», который предполагает финансовую поддержку учителей, приезжающих работать в сельские школы и малые города.

Необходимо чёткое планирование работы по обеспечению кадрами образовательных организаций.

Мы строим новые детские сады, школы, закупаем высокотехнологичное оборудование. Уже сейчас мы должны знать, кто придёт работать в эти современные учреждения образования.

Для успешной работы новой организации, уже на стадии проектирования необходимо определить потенциальный кадровый состав, обратив особое внимание на привлечение молодых специалистов. Адаптировать педагогические коллективы для работы в новых учреждениях.

Считаю, что на педагогические специальности нужно принимать исключительно «целевиков». Это гарантия для вуза получить студента, максимально мотивированного на работу в школе, а для школы – гарантия прихода молодого специалиста.

Поручаю департаменту образования совместно с Костромским государственным университетом проработать механизмы решения этого вопроса. Отправным звеном будущего студента-целевика должно стать обучение в педагогическом классе.

В обеспе́чении кадрами системы образования региона особую роль играют Шарьинский и Галичский педагогические колледжи.

Встречаясь с руководителями образовательных организаций всегда слышу высокую оценку работы ваших выпускников. Благодарю директоров колледжей за качественную подготовку педагогов.

Вместе с тем есть проблемы, связанные с отсутствием педагогического колледжа в Костроме, где высокая потребность в педкадрах со средним специальным образованием.

Полагаю, что на базе Костромского государственного университета целесообразно открыть отделение среднего профессионального педагогического образования с учётом того, что данное направление необходимо финансировать из областного бюджета. Предлагаю департаменту образования и руководству КГУ обсудить и реализовать эти предложения.

Неоднократно я говорил о том, что практика в школе должна быть постоянно действующей для всех студентов, получающих педагогическое образование.

Полагаю, что внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» в части возможности работы по специальности для студентов старших курсов в значительной степени повлияет на качество подготовки учителей и их гармоничное вхождение в профессию.

 

Для «удержания» учителей в профессии главам муниципальных образований необходимо расширить меры социальной поддержки, рассмотреть возможность предоставления жилья. Создавать клубы молодых педагогов, вовлекать их в культурную жизнь, предоставить возможности для неформального общения.

Качество педагогического труда во многом зависит от того, насколько педагогу созданы условия для продуктивной деятельности.

Проблем много. Я вижу их и в неоправданно разросшейся отчётности, и в выполнении педагогами порой излишних функций.

Нужна дебюрократиза́ция образования, исключение из практики педагогов обязанностей, не влияющих на качество образования, мешающих эффективной профессиональной деятельности.

Поручаю региональному департаменту образования чётко регламентировать перечень отчётных документов, за которые отвечает учитель.

При этом активно использовать средства автоматизации, сокращая временные потери учителей на бюрократические процедуры.

 

 

Уважаемые педагоги!

Вместе с тем, есть особые ситуации, когда без вашего деятельного участия мы не сможем обойтись. И связано это с задачами по сохранению жизни и здоровья наших детей.

Напомню, в мае этого года 5 детей погибли на водоёмах. Причиной тому стал недосмотр взрослых. Эти печальные события и неблагоприятный прогноз по безопасности детей на воде привели к тому, что мы были вынуждены поставить перед вами задачи по проведению патрулирования водоёмов, проведению родительских собраний и классных часов, раздаче памяток по безопасности.

Благодаря нашей совместной работе удалось избежать многих трагедий.

Я благодарю вас.

Вместе с тем отмечаю, что ответственность за жизнь и здоровье детей несут родители. От того как мы выстроим работу с родителями, общественностью будет во многом зависеть решение проблемы отвлечения педагогов на выполнение несвойственных задач. Положительным примером такой работы является деятельность Совета отцов. Это форма самоорганизации, которая наглядно демонстрирует, что потребность у родителей в обеспечении безопасности своих детей есть. Такую работу необходимо грамотно организовать через школьные родительские комитеты.

Уважаемые педагоги!

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин не раз подчёркивал: «Только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну. И главное – верят в неё».

Поэтому я хочу поднять ещё одну важную тему.

В последнее время я всё чаще встречаю в молодёжной среде незнание истории России и нежелание понимать суть исторических процессов, определяющих настоящее и будущее.

Речь не об ответах на вопросы ЕГЭ. Мы говорим о мировоззрении и гражданском сознании наших детей. Это главное сегодня. На встрече с учителями гуманитарных предметов я убедился, что эта тема волнует всех.

Учителя истории и обществознания за последние два десятилетия испытали на себе вариативность оценок и суждений о тех или иных исторических событиях, происходивших в нашей стране.

На одной из встреч Николай Михайлович Рассадин отметил, что ни одно государство не переписывает историю в ущерб себе, в угоду другим странам.

Убеждён, что мы должны использовать только те учебники, которые полностью отражают интересы нашего государства в раскрытии исторических событий.

Полагаю необходимым пересмотреть принципы комплектования учебников по предметам, формирующим мировоззрение школьников.

 

Уважаемые педагоги!

Подводя итог, отмечу, что сегодня система образования Костромской области развивается, и у неё достаточно ресурсов для реализации национального проекта «Образование». Общая стоимость проекта для региона – более 3 миллиардов рублей. Ими нужно распорядиться так, чтобы приумножить богатство костромского края и благополучие каждой семьи.

 

Дорогие учителя!

Благодарю вас за профессионализм, любовь к детям и доброту.

Желаю вам здоровья, благополучия и творческих свершений в новом учебном году!

Версия для печати